Что такое британский автопром? Существует ли современный британский автопром? Как ему живется в XXI веке?
Постараемся ответить на эти вопросы, опираясь на личные впечатления, полученные на улицах Москвы, в официальных и частных пабликах Facebook. Для ответов стоит вооружиться историческими и экспертными данными об автомобилях Великобритании прошлого и настоящего.
Британцы в Москве
Автомобили британских брендов на московских дорогах встречаются нечасто, но каждая встреча запоминается. Почти невозможно не обратить внимание на Rolls Royce – внушительный и бесшумный. Трудно не заметить Bentley Bentayga и не задаться вопросом: «Это тоже Бентли?». Что уж говорить о настоящем денди английского автопрома MINI, за рулем которого на улицах Москвы не боятся появляться даже мужчины. Что до Aston Martin, автомобилей Джеймса Бонда, то они редкие гости на московских улицах и каждое их появление становится событием.
И, конечно, автомобили Ягуар – герои и любимцы проекта Jaguar Rules. Можно не заметить логотип Бентли, не сразу разглядеть Серебряного духа (Silver Ghost) на капоте Rolls Royce и даже пропустить распростертые крылья MINI, но с Jaguar такое невозможно.
Даже на московских улицах, забитых автомобилями характерные эмблемы бренда Прыгун и Ворчун, украшающие багажник и радиаторную решетку Ягуаров, замечаешь сразу. Логотипы Jaguar как нельзя лучше соответствуют моделям, которые они украшают.
Величественному XJL и массивному XF больше всего подходит серьезный, обстоятельный Ворчун. Для мощного красавца F-Type и подтянутых, стремительных фаворитов модельного ряда F-PACE и E-PACE, нет ничего лучше Прыгуна.
Британские автомобили в Москве – это лучшее, что сохранил автопром Соединенного Королевства за более чем столетнюю его историю.
Что такое британский автопром?
Исчерпывающего ответа на этот вопрос в небольшой статье дать не получится. Можно всего лишь рассказать об особенностях автомобильной промышленности Великобритании.
Прежде всего, автопром Великобритании – это лучшая в мире инженерная школа, напитавшая другие школы своей изобретательностью, деловитостью и упорством. Следующий фактор, равнозначный по влиянию на весь автопром Соединенного Королевства – это школа технологического/промышленного дизайна. Британская школа промышленного дизайна столь же сильно повлияла на аналогичные школы в Америке и Европе. Она до сих пор поражает обилием идей и тех, чей талант воплощает их в жизнь.
Обстоятельства, в которых часто приходилось действовать английскому автопрому были настолько неблагоприятны, что вопрос о его выживании задавали робко, как бы подразумевая ответ, что «пациент скорее мертв, чем жив». К счастью, пациент хотел жить и всегда находились те, кто, подобно сэру Джону Игану, помогал выжить хотя бы одному бренду. Бренд Jaguar именно ему обязан тем, что Leaper и Growler до сих пор украшают автомобили, которые мы любим.
Иностранцы и британский автопром
Еще одним важным, хотя и неочевидным для большинства условием живучести британского автопрома, является сотрудничество с … иностранцами.
Кажется, что это началось недавно, буквально 20, 30, 40 или 50 лет назад, когда владельцами знаменитых английских брендов стали иностранные компании. Ford Motor, спасший Ягуар и концерн BMW, владеющий марками MINI и Rolls Royce, лидируют в этой гонке за почтенными и легендарными британскими автомобильными брендами.
Все это, особенно, приобретение индийской компанией Tata Motors марки Jaguar, тревожит фанатов, затевающих споры о том, существует ли еще британский автопром. Многих не убеждает даже то, что компания JLR – это юридическое лицо, действующее в соответствии с законами и правом Англии и Уэльса (under the laws of England and Wales).
Что же тогда думать о пионере британского автомобилестроения компании Talbot или Clement Talbot Limited? Одним из отцов основателей Талбот был француз Густав Адольф Клемент. После Второй мировой войны, громадное влияние на модельный ряд оказал итальянский инженер Антонио Лаго.
И при всем этом нет более английского чем автомобили марки Talbot, марки, канувшей в Лету, но известной и обожаемой до сих пор не только в Британии, но и в странах Содружества.
Как это могло случиться и как это соотносится с тем, что происходит в современной британской автомобильной промышленности? Об этом в следующей статье.