Yandex Metrika
Jaguar Mk X (Mark X)
Модели Jaguar

Jaguar Mk X (Mark X)

Jaguar Mk X (Mark X) – вальяжный и крупный представительский седан, последний из автомобилей получивших обозначение Mk (Mark).

 

История Jaguar Mark X

Работа над созданием Jaguar Mk X началась в апреле 1958 года. На этапе разработки прототип получил прозвище “Zenith” (Зенит), и предполагалось, что он будет построен, как и прошлые модели серии (не считая Mk 1) – на отдельном шасси. Последующий выпуск популярного Jaguar Mk 2 и покупка фирмы Daimler немного затормозили реализацию проекта.

Jaguar Mark X prototype
Ранний прототип Jaguar Mark X – Zenith

 

Прототип с названием Zenith

Команда разработчиков во главе с Уильямом Хейнсом, однако, продолжила заниматься воплощением проекта в жизнь. Компания хотела сократить вес автомобиля и сделать его более низкопрофильным.

Хейнс сказал своей команде о том, чтобы сделать Зенит на 120-дюймовой колесной базе и использовать 14-дюймовые колеса (вместо 15) и перейти к несущему типу кузова. Вместе с другими новыми наработками Mark X также стал первым автомобилем в компании, на котором стали использовать заднюю подвеску аналогичную E-Type.

Jaguar Mk 10 prototype

Изначально модель разрабатывалась на 3.8 литровом двигателе с АКПП. Механику решили добавить только ближе к окончанию проекта.

Производством унитарных несущих кузовов занялась уже знакомая фирма PSF (Pressed Steel Fisher Ltd.). Некоторые сказали, что такая сильная зависимость от PSF может привести к слияниям, и даже будет угрожать компании Jaguar.

Jaguar Mk X prototype

 
Джефф Дэниелс (Jeff Daniels) в своей книге “Ягуар” сказал:

“Инженерная история” не была так впечатлена конструкцией кузова Зенита: “… надо признать, что в качестве очередного упражнения в унитарном строительстве Mk X не был полным успехом. Основным объектом унитарного подхода является экономия веса за счет исключения отдельного шасси и распределения напряжения по всему телу, заставляя каждую область кузова принимать свою нагрузку. Тем не менее унитарный кузов Mk X весил на 4,5 процента больше, чем Mk IX построенный на отдельном шасси”.

Можно предположить, что вес Jaguar Mk X был больше из-за его размеров. Да, он был длиннее и шире, однако он был построен на несущем типе кузова и был ниже своих предшественников. Настоящая причина, скорее всего, крылась в другом.

Прототип Jaguar Mk X и Уильям Лайонс
Прототип Jaguar Mk X и Уильям Лайонс

Есть как минимум несколько обстоятельств, которые повлияли и сделали Jaguar Mk X таким массивным:

  1. Нужно было быть уверенными, что новая подвеска будет с легкостью обрабатывать поступающие стрессовые нагрузки;
  2. Нежелание повторять “скрипящий” и “звенящий” кузов первых унитарных Jaguar Mk 1;
  3. Подстраховка на случай того, если даже самые плохие кузова изготовленные PSF пройдут контроль качества.

Не стоит забывать, что обеспокоенность компании была оправданной т.к. будущие автомобили были представительскими, и многие будущие владельцы вряд ли бы стали мириться с некачественным исполнением.

Jaguar Mark 10 prototype
Прототип Jaguar Mark X с разным типом главных фар

Конечный дизайн прототипа Jaguar Mk X был утвержден Уильямом Лайансом. Именно утвержденный им дизайн передней части автомобиля стал культовым для последующих автомобилей компании. Jaguar Mk X стал самым крупным автомобилем компании, и оставался им до 1992 года, вплоть до появления Jaguar XJ220.

Jaguar Mark X later prototype
Поздний прототип с почти завершенной компоновкой элементов экстерьера

На реализацию проекта было потрачено около 4.000.000£, включая огромную начальную программу испытаний.

 

Анонс, продажи и новый двигатель

Автомобиль попал в массовое производство 10 октября 1961 года, а был показан на автомобильном шоу Великобритании “Earls Court Motor Show” 18 октября. Не сказать, что его появление было фурором, но определенно вызвало интерес как со стороны посетителей, так и журналистов. Автомобилю сразу же удалось получить довольно хорошие отзывы в прессе. По больше степени он был предназначен преимущественно для рынка Америки, поэтому на внутренний рынок он попал только в марте 1962 года. Цена на автомобиль была в районе 2200£, что было очень даже приемлемо.

Jaguar Mk X on Earls Court Motor Show 1961
Jaguar Mk X на автошоу Earls Court Motor Show в 1961 году

В октябре 1961 года Jaguar получил заказ в размере 22.500.000£ от североамериканских дистрибьюторов. У Jaguar было ровно 12 месяцев, чтобы построить и доставить более 10000 различных автомобилей, и им пришлось строго соблюдать указанные сроки. Но неожиданно стали появляться проблемы в производстве, которые длились на протяжении года и были связаны в большей степени с различными протестами рабочего персонала.

Ведущие автожурналы “The Autocar” и “The Motor” смогли протестировать автомобиль только после 1962 года. Если в “The Autocar” написали довольно хвалебный отзыв, то в “The Motor” не особо скупились на емкие словечки, в результате чего эта явная критика Ягуара вызвала гнев концерна “Ковентри”, а редактор журнала написал извинения компании.

Существует информация, что после покупки Daimler в 1960 году, компания Jaguar модернизировала двигатель Daimler V8 4561 c.c. до 5.0 литрового, чтобы установить его на прототип Jaguar Mk X и создать Daimler-копию модели. Автомобиль получился довольно шустрым и маневренным, однако проект прикрыли.

Jaguar Mk X early prototype
Предположительно тот самый тестовый прототип Jaguar Mark 10 с двигателем Daimler на 5 литров

Официальная причина заключалась в том, что производственная линия Daimler не была приспособлена для серийного производства. Неофициальной же причиной называют то, что получившийся автомобиль был гораздо лучше и быстрее Jaguar Mark X с 3.8 литровым движком, что могло очень сильно повлиять на продажи марки. Также дизайнеры Jaguar не очень верили в V8 и были приверженцами 6 и 12 цилиндровых двигателей.

Daimler Hemi 5 litre V8 test engine
Тестовый 5 литровый двигатель Daimler Hemi V8

6 октября 1964 года было объявлено о замене 3.8 литрового двигателя на 4.2 литровый (как и на Jaguar E-Type). Новый двигатель не сильно хвастал измененными характеристиками, а просто был надежнее и достигал максимальной мощности на более низких оборотах. Также с грядущими изменениями произошли некоторые другие доработки: МКПП заменена на полностью синхронизированную, АКПП стала Borg Warner 8, новая рулевая система Marles Varamatic Bendix с усилителем.

К 1965 году было объявлено, что автомобиль станут оснащать дополнительной системой кондиционирования, а также о создании специальной “лимузинной версии Jaguar Mk X”. Эта версия отличалась центральным звуконепроницаемым разделителем между передними и задними рядами сидений. По имеющимся данным было построено всего 18 таких автомобилей.

 

Окончание производства и рестайлинг

К 1966 году было принято решение о незначительном рестайлинге Jaguar Mk X и его переименовании. Так, 10 октября 1966 года, на Лондонском автомобильном шоу был показан Jaguar 420G. Переделанный автомобиль мало чем отличался от предшественника, а в последующие года продавался и того хуже, пока производство не закончили в 1970 году.

До 1966 года было построено 18656 автомобилей Jaguar Mark X. Из них на 3.8 литра: праворульные – 9129, леворульные – 3848. 4.2 литра: праворульные – 3719, леворульные – 1960.

 

Характеристики Jaguar Mk X (Mark X)

Описание и характеристики Jaguar Mark 10 из индивидуального каталога 1962 года:

 
Двигатель: 6-цилиндровый двигатель на 3.8 литра, диаметр цилиндра и ход поршня 87×106 мм, 3781 c.c., специальная ГБЦ типа “Straight port” с алюминиевыми сферическими камерами сгорания и двумя распредвалами с клапанами под наклоном 70 градусов, компрессия 8:1 (7 и 9:1 опционально), 255 b.h.p., 5500 r.p.m., смазка двигателя с помощью погружаемого насоса с фильтром, чугунный блок цилиндров с сухими гильзами, три карбюратора S.U. HD8, герметичная система охлаждения с термостатом, отбалансированный стальной коленвал на семи свинцово-индиевых подшипниках, легкосплавные шатуны со свинцово-индиевыми подшипниками, алюминиевые поршни.

Jaguar Mark 10 4.2 litre engine

Коробка передач: Четырехступенчатая синхронизированная МКПП с ручкой переключения скоростей по центру пола передних сидений. Гипоидная задняя ось с самоблокирующимся дифференциалом. 10 дюймовый диск сцепления Borg and Beck. Передаточные числа: 1+Reverse – 11.95, 2 – 6.58, 3 – 4.54, 4 – 3.54. Аналогичная МКПП, но с блоком овердрайва от Laycock de-Normanville (рукоятка на рулевой колонке). Передаточные числа: 1+Reverse – 12.73, 2 – 7.01, 3 – 4.84, 4 – 3.77, overdrive – 2.93. АКПП Borg Warner с переключателем на рулевой колонке и гипоидной задней осью с самоблокирующимся дифференциалом. Передаточные числа: низ – 8.16-17.6, средняя – 5.08-10.95, верх – 3.54.
Передняя подвеска: Независимая передняя подвеска на гидравлических телескопических амортизаторах и поперечных рычагах с торсионным стержнем. Поперечные рычаги со стабилизатором поперечной устойчивости.
Задняя подвеска: Независимая задняя подвеска на гидравлических телескопических амортизаторах средней жесткости и двух пружинах.
Управление: Рулевой механизм с винтом и шариковой гайкой. Гидравлический усилитель руля. Рулевое колесо на 17 дюймов.

Jaguar Mark Ten interior

Тормоза: Мостового типа фирмы Dunlop с быстросменными колодками и вакуумным сервоприводом. Передние тормоза на ступице, задние на внутренних осях рядом с дифференциалом. Два главных цилиндра с гидравлическими системами (перед-зад). Совмещенный датчик окончания тормозной жидкости и поднятого ручного тормоза.
Бензиновое оборудование: Два топливных бака объемом 20 галлонов (91 литр). В каждом по электрическому насосу. Топливный фильтр. Переключатель на приборной панели для выбора питающего бака.
Колеса и шины: Штампованные диски с камерами и шинами Dunlop RS5 Road Speed 7.50×14. Запасное колесо в багажнике автомобиля (перед инструментами находящимися в специальном ящичке).

Jaguar Mark X luggage accommodation

Электрооборудование: 12 вольтный аккумулятор Lucas на 60 ампер (10 часовой разряд). Вентилируемый генератор, амперметр, боковые лампы, датчик малого количества топлива с предупреждающим световым сигналом, четыре фары головного света управляемые ножным переключателем, датчик оборотов на 5 дюймов, рукоятка для моргания фарами, электрический датчик давления масла, совмещенные фары заднего света и стоп-сигналы со стеклоотражателями, датчик температуры воды в системе охлаждения, система обогрева и кондиционирования салона, вакуумное опережение зажигания с центробежным регулятором, две лампы реверсивного света, автовыключающиеся поворотники со световым сигналом, подсветка салона с переключателем, двойные лампы в центральных проемах дверей работающие в двух режимах (автоматически и с переключателя), спидометр на 5 дюймов со встроенным счетчиком пробега, подсветка ножного отсека с автоматическим переключателем, прикуриватель, двойной звуковой сигнал, двойные двухскоростные дворники лобового стекла, электрический омыватель, стартер, масляная катушка зажигания, электронные часы, датчик окончания тормозной жидкости совмещенный с сигналом поднятого ручника.

Jaguar Mk 10

Кузов и интерьер: Полностью стальной четырехдверный пятиместный автомобиль с кузовом типа монокок обеспечивающий отличную жесткость при низком весе. Большие полу-панорамные окна спереди и сзади обеспечат максимально комфортный обзор и не будут мешать посадке и выхода из автомобиля. Объемное зеркало заднего вида. Хромированные оконные рамки на всех четырех дверях. Открытие передних дверей сопровождается торсионным стержнем, а задних – пружинами. Кнопки на задних ручках для предотвращения поступления холодного воздуха при кондиционировании салона. Обивка сидений в качественной кожаной отделке Vaumol с поролоновым подкладом Dynlopillo. Откидные передние сидения с регулировкой и подлокотником. Передние и задние сидения включают подлокотники. В спинках передних сидений установлены откидные столики и пепельницы, в каждом столике по прямоугольному зеркалу. Полированная панель приборов изготовленная из дерева грецкого ореха и включающая датчик оборотов и спидометр, которые располагаются перед лицом водителя. Также включает амперметр, датчики топлива, давления масла и температуры системы охлаждения. Со стороны переднего пассажира расположен бардачок с замком и подсветкой. Большие полки по всей длине автомобиля. Под приборной панелью располагается радио и колонка (опционально), вместе с контроллерами обогрева салона и пепельницей. В случае отсутствия радио, панель блокируется заглушкой. Рулевое колесо с двумя спицами и встроенным полукруглым устройством подачи звукового сигнала. Центральный подлокотник задних сидений. Солнцезащитные козырьки. Ворсовые ковры с войлочным подкладом. Загнутые по кузову передние и задние бамперы. Сбалансированный капот в передней части.

Jaguar Mk X seats

Расцветка: Кузов/Интерьер; Опаловый-серебряно-серый/Красный, Голубой, Темно-синий, Серый; Кремовый/Красный, Голубой, Темно-синий; Опаловый-синий/Голубой, Серый, Красный; Жемчужно серый/Красный, Голубой, Темно-синий, Серый; Красный гранит/Красный, Бежевый; Туманный/Красный, Светло-синий, Темно-синий, Серый; Опаловый-оружейно-серый/Красный, Голубой, Темно-синий, Бежевый, Серый; Котсуолдский-синий/Голубой, Темно-синий, Серый; Опаловый-бронзовый/Зеленая замша, Желто-коричневый, Красный, Бежевый; Шервудский зеленый/Желто-коричневый, Зеленая замша; Черный/Красный, Серый, Желто-коричневый; Опаловый-серебряно-синий/Темно-синий, Серый; Опаловый-темно-зеленый/Зеленая замша, Желто-коричневый, Бежевый; Опаловый-бордовый/Бордовый, Бежевый.

Jaguar Mark Ten

Размещение багажа: В багажном отделении задней части автомобиля на 27 кубических футов. Автоматическая подсветка багажной области (при открытии). Вся область отлично защищена от внешних воздействий.
Поддомкрачивание: Специальные слоты для подъема автомобиля обеспечат легкий подъем нужной стороны.
Размеры: Поворотный круг – 37 ft (11.3 метра). Вес – 35 cwt (1778 кг). Общая длина – 16′ 10″ (510 см), ширина – 6′ 4 3/14″ (193 см), высота – 4′ 6 1/2″ (137 см). Колесная база – 10′ 0″ (305 см), ширина колеи – 4′ 10″ (147 см), клиренс – 6 1/2″ (16.5 см).

 

Видео Jaguar Mk X (Mark X)

 

Каталог файлов

Документация

Jaguar Mk X and 420G chassis numbers
Номера шасси по годам
Jaguar Mk X 3.8 litre Service Manual
Сервис мануал 3.8 литра
Jaguar Mk X 4.2 litre Service Manual
Сервис мануал 4.2 литра
Jaguar Mk 10 4.2 Litre Spare Parts Catalogue
Каталог запасных частей 4.2 литра

Каталоги

Jaguar Mark X USA catalogue 1961
Каталог США 1961
Jaguar Mk 2, E-Type, Mk X - Lucas Spare Parts 1962
Каталог запасных частей Lucas 1962
Jaguar Mark 10 broshure 1962
Брошюра 1962
Jaguar Mark Ten broshure 1962
Каталог 1962
Jaguar Mk X broshure 1962
Брошюра 1962
Jaguar XK-E, Mk X, Mk 2 USA mini brochure 1962
Мини-брошюра США 1962
Jaguar XK-E and Mk X USA catalogue 1962
Каталог США 1962
Jaguar XK-E, Mk 2, Mk X Range full brochure
Брошюра 1963
Jaguar Mark X USA broshure 1964
Брошюра 1964
Jaguar Mark Ten 4.2 litre (French catalogue)
Французский каталог

Разное

Jaguar Mk 10 and E-Type The Autocat article 1964
Статья The Autocar 1964

 
Посмотреть другие модели...


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок: 5.00 из 5)

Leave a Reply