Yandex Metrika
Jaguar XK120
Модели Jaguar

Jaguar XK120

Jaguar XK120 – первый серийный спортивный автомобиль “Jaguar Cars” после завершения Второй Мировой войны, наследник SS Jaguar 100.

 

История Jaguar XK120

 

Новый двигатель XK

Модель был создан на основе совершенно нового двигателя XK, разработка которого началась в далеком 1943 году во время войны. За это время ведущими сотрудниками компании было разработано множество тестовых образцов. Каждый маркировался буквой X с припиской букв в алфавитном порядке (XA, XB, и т.д.). Из всех наработок XK оказался самым лучшим.

Балансировка коленвала XK120
Балансировка коленвала XK120

Двигатель прошел множество различных тестов, например 24 часовую проверку с поддержкой 5000 об/мин, с последующим увеличением оборотов каждые 2 часа на 5 минут до 5250/5500/6000. Каждый двигатель проходил обязательный трехчасовой стендовый прогон с последующей двухчасовой обкаткой. О необходимости выпускать качественную продукцию, рабочим, на заводе, напоминали таблички “Damage Means Dismissal” (Ущерб означает Увольнение), что еще раз подтверждает надежность XK.

Con-rods being balanced
Балансировка шатунов XK120

Ходило много слухов и споров касательно нового двигателя. В прессе постоянно твердили, что двигатель создан исключительно для гонок и имеет слишком высокую цену. Уже сейчас можно судить, что эти слухи необоснованны, ведь его производство (с различными типами модификаций) будет продолжаться вплоть до 1986 года.

Однако у первых двигателей имелись и недоработки, например при тестах выяснилось что он значительно греется. Причина была в недоработанной системе охлаждения, проблему с которой удалось решить увеличением диаметра шланга в одном из самых критичных мест, а также установкой шести лопастного вентилятора.

Проверка размеров шатунов XK120
Инспектор проверяет размеры шатунов на XK120

 

Модель-прототип

Изначально двигатель предназначался для нового представительского седана, но к 1948 году производство еще не было готово из-за не смонтированной линии по производству кузовных панелей. Именно поэтому появился Jaguar Mk V со старыми двигателями на 2.5 и 3.5 литра, а новый двигатель XK решили поставить на экспериментальную модель.

В феврале 1948 был разработан уникальный прототип Jaguar Super Sports, основанный на модифицированном шасси Jaguar Mark V, будущий XK120, где число 120 означало максимальную скорость автомобиля в милях. Первоначальный прототип отличался от классического Jaguar XK120, однако у компании еще было достаточно времени на доработку модели.

Jaguar Super Sports (XK prototype)
Jaguar Super Sports (XK prototype)

Существует две версии касательно этой экспериментальной модели. Первая утверждает, что автомобиль даже не планировался в производство, а был создан только для демонстрации новых двигателей. Вторая же, которая упоминается в большинстве источников, заявляет, что выпуск планировался достаточно ограниченной серией. В любом случае будущие показы определили судьбу модели.

XK120 chassis
Шасси XK120 на производственной линии

Впервые экспериментальная модель была показана на Женевском автосалоне в марте 1948 года. Позже, 22 октября 1948 года, модель показали узкому кругу людей в “Grosvenor Hotel”, а 27 октября в “Earl`s Court Motor Show”, на котором она была показана в двух вариантах: XK100 (двигатель XG с 4 цилиндрами) и XK120 (двигатель XK с 6 цилиндрами).

Jaguar XK120 painted body
Окрашенный кузов XK120 (с отдельного конвейера) перед установкой на шасси

Модель произвела фурор, и определенно приковывала внимание большинства. Руководство “Jaguar Cars” не было готово к такому ажиотажу, ведь кузов автомобиля производился вручную из алюминия, что из-за трудоемкости производства и количества материала (послевоенное время) не позволяло удовлетворить спрос, поэтому первые 240 автомобилей смогли получить самые шустрые счастливчики. С октября 1949 была запущена производственная линия основанная на производстве кузовов методом прессования из стальных панелей.

XK120 assembly line
Конвейер по производству Jaguar XK120

30 августа 1949 автомобиль завоевал почетное первое место в гонке “Silverstone”, что только поспособствовало увеличению спроса. После этого автомобиль еще не раз занимал призовые места в различных автомобильных состязаниях.

Стоит заметить, что по некоторым причинам Jaguar XK100 так и не попал в производство.

Jaguar XK120 in motor show 1949
Jaguar XK120 на автомобильном шоу в 1949 году

 

Производство и продажи

Практически все 240 автомобилей (кроме 5-6) с алюминиевым кузовом, выпускаемых с 1948 по 1949, пошли на экспорт. Из-за достаточно высокой цены XK120, около 80% всех выпущенных автомобилей ждет такая же участь.

Первые модели имели открытый кузов и многими именовались просто Roadster, хотя в официальных каталогах модель называлась Jaguar XK120 Open Two Seater (OTS или просто Roadster).

Jaguar XK120 C
Готовые модели Jaguar XK120 C ждут отправки своим владельцам

Модели из стальных панелей выпускаемые с октября 1949 практически не отличались от алюминиевых, только некоторые малозаметные элементы выдавали разницу.

В 1951 году в производство поступила модель Jaguar XK120 Fixed Head Coupe (FHC или Coupe), которая отличалась кузовом с фиксированной крышей.

В это же время было изготовлено 3 специальных модели Jaguar XK120 Lightweight (LT), которые должны были заменить Jaguar C-Type на гонках Le Mans, если новые автомобили еще не будут готовы.

Jaguar XK120 body
Подготовка кузова Jaguar XK120

Также с середины 1951 года начался выпуск специальных моделей Special Edition (в США называлась – M), которые стоили дороже, зато имели мощность в 180 л.с. (против стандартных 160) и отличались рядом параметров: специальный распредвал, специальные демпферы коленчатого вала, спицевые колеса, двойная выхлопная система (только на открытых моделях), более жесткие стабилизаторы.

Jaguar XK120 final production stage
Модели XK120 Fixed Head Coupe на конечной стадии производства

В 1953 выпустили модель Jaguar XK120 Drop Head Coupe (DHC или Convertible), которую отличала складная крыша.

Производство моделей завершилось в сентябре 1954 года, незадолго до анонса Jaguar XK140. Всего был произведен 12061 автомобиль в различных кузовах с левым и правым рулем. Из них: OTS – 7614, FHC – 2680, DHC – 1767.

За несколько лет производства автомобилей XK120 комплектации частично менялись. Также многие гонщики и любители скорости делали неофициальные доработки двигателя: устанавливали другие карбюраторы и гбц.

 

Технические характеристики Jaguar XK120

Автомобиль был представлен с двигателем 3442 c.c. на 160 л.с., а также в специальной версии SE на 180 л.с.

Двигатель 160 л.с:Двигатель 180 л.с:
  • 3442 c.c;
  • 6 цилиндров;
  • Диаметр цилиндра и ход поршня – 83×106 мм;
  • Два карбюратора S.U. H6;
  • 160 л.с. (119 кВт).
  • 3442 c.c;
  • 6 цилиндров;
  • Диаметр цилиндра и ход поршня – 83×106 мм;
  • Два карбюратора S.U. H6;
  • Специальный распредвал;
  • Специальные демпферы коленчатого вала;
  • 180 л.с. (134 кВт).

Полные характеристики двигателя можно посмотреть в любой из статей модельного ряда XK120 представленного ниже.

Список моделей

Модельный ряд автомобилей XK120 был представлен четырьмя типами кузова:

 

Jaguar XK120 Open Two Seater

Jaguar XK120 Open Two Seater

Самый первый кузов модели. Первые 240 автомобилей изготавливались вручную из алюминия, остальная часть из прессованной стали.

Описание и характеристики модели в посте – Jaguar XK120 Open Two Seater.

 

Jaguar XK120 Fixed Head Coupe

Jaguar XK120 Fixed Head Coupe

Модель в кузове с фиксированной стальной крышей.

Описание модели и подробные параметры кузова в посте – Jaguar XK120 Fixed Head Coupe.

 

Jaguar XK120 LT

Jaguar XK120 LT (Lightweight)

Специальная модель изготовленная в количестве 3 штук, которая была запасным вариантом для гонок Le Mans 1951 года.

Вся информация про автомобиль в статье – Jaguar XK120 LT (Lightweight)

 

Jaguar XK120 Drop Head Coupe

Jaguar XK120 Drop Head Coupe

Кузов с полностью складной крышей.

Подробная информация и характеристики кузова в посте – Jaguar XK120 Drop Head Coupe.

 

Видео Jaguar XK120

 

Каталог файлов

Документация

XK models chassis
Номера шасси по годам
Jaguar MK VII - XK120 Service Manual
Сервисная книга
Jaguar XK parts catalogue
Каталог запасных частей
Jaguar XK120 Definitive Parts Catalogue
Полный каталог запасных частей
Jaguar Mark VII and XK120 Electrical guide
Руководство по электрике

Каталоги

Jaguar XK 1948
Jaguar XK 1948
Jaguar XK type catalogue 1948
Каталог XK 1948
Jaguar catalogue 1949
Каталог 1949
Jaguar portfolio 1950
Портфолио 1950
Jaguar XK120 Fixed Head Coupe 1951
Jaguar XK120 FHC 1951
Jaguar B-W catalogue 1952
Черно-белый каталог 1952
Jaguar catalogue 1952
Каталог 1952
Jaguar Promotion 1952
Jaguar Promotion 1952
XK brochure 1952
Брошюра 1952
Jaguar Portfolio 1953
Портфолио 1953
Jaguar XK120 1953
Jaguar XK120 1953
Jaguar USA catalogue 1954
Каталог США 1954

Разное

Jaguar XK120 road test 1949
Дорожный тест 1949
XK120 Service data 1951
Service data 1951
Jaguar advertising plan 1954
Advertising plan 1954
Jaguar Salesman data book 1954
Книга продавца 1954

 
Посмотреть другие модели...


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок: 5.00 из 5)

Leave a Reply