Rambler Топ-100
Jaguar Mk 1 (Mark 1)
Модели Jaguar

Jaguar Mk 1 (Mark 1)

Jaguar Mk 1 (Mark 1) — легкий и компактный автомобиль с кузовом типа Saloon и дизайном экстерьера похожим на спортивный Jaguar XK150.

 

История Jaguar Mark 1

Проект Utah — будущий Jaguar Mk 1

В 50х годах завод «Browns Lane», принадлежащий Jaguar, заслуженно оказался одним из перспективных и самых больших в Великобритании. Именно в это время многие автопроизводители начали переходить от изготовления рамных автомобилей к более современным аналогам с несущим кузовом (унитарный метод).

Использование такой конструкции открывало новые разнообразные возможности, которые очень нравились Уильяму Хейнсу (главному инженеру) видевшем в этому свои перспективы: плацдарм для воплощения нереализованных дизайнерских решений, возможность изготавливать более быстрые и легкие автомобили. Именно он убедил Уильяма Лайонса о необходимости вложиться в это дело т.к. производство автомобилей с таким кузовом было более дорогостоящим.

Jaguar Mk 1 first 2-door prototype
Первый двухдверный прототип Jaguar Mk 1

Унитарный метод производства обладал и другим минусом — увеличенные показатели NVH (noise, vibration and harshness — шум, вибрация, не плавность движения). Единый кузов, как правило, действует как эхо-камера и усиливает шум передаваемый через подвеску. Работа с NVH тогда была неизвестной наукой, но к счастью Jaguar назначили ответственным инженера Боба Найта, человека, который должен был стать ведущим авторитетом в этой области.

Jaguar Mk 1 first 4-door prototype
Первый четырехдверный прототип Jaguar Mk 1

Так зародилась потрясающая идея создать совершенно новый автомобиль с двигателем небольшого объема, который еще больше подчеркнет новую легкую конструкцию шасси и кузова. Первоначально проект стали именовать Utah (Юта), и его без сомнения можно назвать наследником Jaguar Mk IV с двигателем на 2.5 литра, которые закончили производить в 1949 году. По имеющимся данным уже тогда планировалось изготовить Saloon с двигателем небольшого объема для продажи в Европе и Великобритании. Однако релиз нового двигателя XK и модели Jaguar Mk VII, а также успех на рынке США, отдаляли идею на неопределенный срок.

Прототип Jaguar Mk 1

Дизайн для проекта Utah разработал Уильям Лайонс, за кузова отвечала компания «Pressed Steel» (чтобы сделать Юту экономичной нужно производить ~10000 кузовов в год), а вот с технической частью пришлось повозиться. Стоял вопрос о выборе двигателя для новой модели: четырехцилиндровый на 2.5 литра или переделанный шестицилиндровый XK на 2.5 литра.

Jaguar 2.4 Litre — производство, анонс и продажи модели

Известно, что было собрано несколько тестовых экземпляров с четырехцилиндровым двигателем 2.5 литра, однако из-за не слишком хорошей динамики (а также возможных будущих маркетинговых и технических проблем), и небольшой разницы в стоимости с шестицилиндровым двигателем на 2.4 литра, выбрали именно второй.

Jaguar Mark 1 prototype

С августа 1952 года по декабрь 1953 производились различные испытания в результате которых двигатель 2483 c.c. был признан лучшим и выбран для реализации на новой модели. Уже ко второй половине 1954 года имелись два прототипа проекта Utah, а в январе 1955 собран первый полноценный экземпляр (что подтверждается документами с номерами шасси).

Прототип Jaguar Mark 1

Хотя автомобиль и был частично похож на Jaguar Mk VII, он имел множество весомых различий: от уже упомянутой легкой несущей конструкции кузова до измененной технической части. Изначально модель стали называть Jaguar 2.4 Litre (и 3.4 Litre на поздней версии), но после запуска в 1959 году модели Jaguar Mk 2 её переименовали в Jaguar Mk 1.

Jaguar Mk I prototype

Интерьер модели был сопоставим со спортивными моделями Jaguar. Большая часть инструментов панели приборов располагались в центральной части, что облегчало производство из-за различий между праворульными и леворульными моделями.

Первый показ автомобиля произошел в газете «The Times» 28 сентября 1955 года, и уже 19 октября, по традиции, модель анонсировали на «Earl`s Court Motor Show».

Jaguar Mk 1 on Earls Court Motor Show 1955

Модель продавалась в двух версиях: обычная и более дорогая SE (Special Equipment), с рядом дополнительных преимуществ. Продажи были вялыми вплоть до лета 1956 года, пока журналы «The Autocar» и «The Motor» не оценили возможности новой модели.

Jaguar Mk 1 на заводе Browns Lane

Jaguar 3.4 Litre — мощное продолжение и конец производства

В 1956 году компания приняла решение о необходимости добавить к модели более мощный двигатель, аргументируя решение тем, что двигатель 2.4 литра недостаточен на важном американском рынке. В октябре 1956 был построен первый автомобиль Mark 1 с двигателем 3.4 литра. Модель отличалась увеличенной решеткой радиатора (улучшенное охлаждение), усиленной передней и задней подвеской, а также возможностью приобрести автомобиль с АКПП.

В течение следующих двух лет (до окончания производства в 1959 году) произошло много изменений:

  • В сентябре 1957 решетка радиатор с модели 3.4 литра перекочевала на модель 2.4 литра;
  • В октябре 1957 АКПП стала доступна на модели 2.4 литра;
  • В январе 1958 был представлен комплект для переоборудования моделей дисковыми тормозами;
  • С января 1959 дисковые тормоза стали стандартной опцией.

Производство автомобиля завершилось в августе 1959 года за несколько месяцев до анонса наследника — Jaguar Mk 2. Всего было изготовлено 37398 автомобилей Jaguar Mk 1. 2.4 литра: правый руль — 16250, левый руль — 3742. 3.4 литра: правый руль — 8946, левый руль — 8460.

 

Технические характеристики

Описание характеристик и данных Jaguar Mark 1 из каталога 1958 года:

Jaguar Mk 1 2.4-3.4 Litre catalogue 1958

 
Двигатель:

  • 2.4 литра — 6 цилиндров, диаметр цилиндра — 83 мм, ход поршня — 106 мм, 2483 с.с., 112 b.h.p., 5750 r.p.m., два карбюратора Solex;
  • 3.4 литра — 6 цилиндров с головкой блока цилиндров типа B-Head, диаметр цилиндра — 83 мм, ход поршня — 75,5 мм, 3442 с.с., 210 b.h.p., 5500 r.p.m., два карбюратора S.U. H.D.6., двойная выхлопная система;
  • Общие параметры двигателей — два распредвала, насосная система охлаждения с термостатом и вентилятором, легкосплавные шатуны, принудительная смазка двигателя с насосом полной подачи, ГБЦ со сферическими камерами сгорания из качественного алюминия, чугунный блок цилиндров, алюминиевые поршни, сбалансированный семиподшипниковый коленвал, компрессия — 8:1 (7:1 опционально).

Jaguar Mk 1 engine

Коробка передач:

2.4 литра:3.4 литра:
  • Четырехступенчатая синхронизированная механика с 9 дюймовым однодисковым сухим сцеплением «Borg & Beck». Гипоидная задняя ось. Передаточные числа: 1st и задняя — 14.41, 2nd — 8.46, 3rd — 5.84, 4th — 4.27;
  • Механическая коробка как выше, но с овердрайвом Laycock de Norman-ville. Передаточные числа: 1st и задняя — 13.56, 2nd — 7.96, 3rd — 5.50, 4th — 4.55, overdrive — 3.54;
  • Коробка автомат Borg Warner. Передаточные числа: low — 21.2-9.86, mediate — 13.2-6.14, direct top — 4.27.
  • Четырехступенчатая синхронизированная механика с 10 дюймовым однодисковым сухим сцеплением «Borg & Beck». Гипоидная задняя ось. Передаточные числа: 1st и задняя — 11.95, 2nd — 7.01, 3rd — 4.84, 4th — 3.54;
  • Механическая коробка как выше, но с овердрайвом Laycock de Norman-ville. Передаточные числа: 1st и задняя — 11.33, 2nd — 6.6, 3rd — 4.56, 4th — 3.77, overdrive — 2.93;
  • Коробка автомат Borg Warner. Передаточные числа: low — 17.6-8.16, mediate — 10.95-5.08, direct top — 3.54.

Подвеска: Передняя подвеска — с телескопическими амортизаторами, на поперечных рычагах с винтовыми пружинами, независимая. Задняя подвеска — с телескопическими амортизаторами и продольными рычагами на полуэллиптических рессорах.
Тормоза: Гидравлика фирмы Lockheed «Brakemaster» с сервоприводом. Тормозные барабаны на 11 3\4 дюйма. Зона трения 157 квадратных дюймов. Дисковые тормоза Dunlop в качестве платной опции. Ручной тормоз в отверстии пола.
Управление: Винт и шариковая гайка с 18 дюймовым рулевым колесом от фирмы Burman. Опционально — Левый\Правый руль. Поворот рулевого колеса от упора до упора — 3 1\2 дюйма. Поворотный круг — 33 1\2 ft.

Jaguar Mark 1 interior

Колеса и шины: Штампованные диски с шинами низкого давления Dunlop 6.40×15. Спицевые колеса только в качестве платной опции и если установлены дисковые тормоза. Имеется запасное колесо в специальном отсеке под полом.
Бензиновое оборудование: Электрический насос S.U., 12 галлонный бензобак.
Электрооборудование: Общее для моделей с обоими двигателям: 12-вольтовый аккумулятор Lucas на 51 ампер с разрядом в 10 часов и регулятором напряжения. Генератор с принудительной вентиляцией, масляная катушка зажигания, встроенные лампы поворотников, фары основного света с предупреждающим световым сигналом (dipper), совмещенные лампы и задние стоп-сигналы со стеклоотражателями, двойной гудок, лампы реверсивного света, аварийный свет, подсветка приборной панели, дворники лобового стекла с двумя скоростями, стартер, вакуумная система опережения зажигания с центробежным регулятором, датчик контроля температуры воды в системе охлаждения, световой датчик окончания топлива, 5 дюймовый спидометр, амперметр. В модели 3.4 литра дополнительно установлены: две противотуманные лампы, прикуриватель, счетчик оборотов с электрическими часами, подсветка салона, электрические часы.

Jaguar Mark 1

Размещение багажа: Предусмотрено в заднюю часть автомобиля с включаемой автоматической подсветкой. Вместимость — 13 1\2 кубических футов.
Инструменты: В специальном контейнере рядом с запасным колесом, домкратом, ключом для колес (только для спицевых).
Кузов и салон: Общее для моделей с обоими двигателям: Полностью металлический пятиместный седан с четырьмя дверями. Унитарная совмещенная конструкция кузова обеспечивает максимальную жесткость при минимальном весе. Сидения из качественной кожи с мягким поролоновым подкладом. Передние сидения с регулировкой высоты и глубины (на моделях с АКПП сидения с общей подушкой но раздельно регулируемыми спинками). Торпедо (панель приборов) и прочие деревянные элементы изготовлены из полированного дерева грецкого ореха. Два бардачка один из которых с запирающейся крышкой. Пепельница. Внутренние солнцезащитные козырьки. Глубокие ворсовые ковры поверх толстого войлочного покрытия. Мощные передние и задние бамперы. В модели 3.4 литра дополнительно — подлокотники у всех дверей и один центральный у задних сидений, обогреватель салона, омыватель лобового стекла.

Jaguar MK I interior

Поддомкрачивание: Разъемы для домкрата (спереди и сзади) обеспечивают легкое и удобное поддомкрачивание автомобиля.
Размеры: Поворотный круг — 33′ 6″. Общая длина — 15′ 0 2/4″, высота — 4′ 9 1\2″, ширина — 5′ 6 2\4″, клиренс — 7′. Вес — 26 cwt (27 cwt на моделях 3.4 литра). Колесная база — 8′ 11 3\8″, ширина передней колеи — 4′ 6 1\2″, ширина задней колеи — 4′ 2 1/8″.
Модель Special Equipment: Доступна для модели 2.4 литра и включает: маскот, обогреватель салона, подлокотник для задних сидений, омыватель лобового, противотуманные фары, подсветка салона управляемая открытием дверей, счетчик оборотов с электрическими часами, прикуриватель, эмалированные выпускные коллекторы.
Цена: 2.4 литра в 1955 году ~1400£. В 1957 году 3.4 литра ~1800£.

 

Видео

 

Каталог файлов

Документация

Jaguar Mark 1, Mark 2, 240, 340, Daimler V8 chassis numbers
Номера шасси по годам
Jaguar MK1, MK2, 240, 340 - Owner Workshop Manual
Руководство по ремонту

Каталоги

Jaguar Mk 1 3.4 Litre catalogue 1955
Каталог 1955
Jaguar Range folder 1955
Ассортимент Jaguar 1955
Jaguar Mk 1 2.4 Litre brochure 1956
Брошюра 1956
Jaguar Mk 1 2.4 Litre catalogue 1956
Каталог 1956
Jaguar catalogue 1958
Каталог 1958
Jaguar Mk 1 2.4-3.4 Litre brochure 1958
Брошюра 1958
Jaguar Mk 1 2.4-3.4 Litre catalogue 1958
Общий каталог 1958
Jaguar USA small brochure 1958
Брошюра США 1958
Jaguar Mini Brochure 1959
Мини брошюра 1959
Jaguar Mk 1, Mk IX USA brochure 1959
Брошюра США 1959
Jaguar range Fullsize 1959
Ассортимент Jagaur 1959
Jaguar range Mini 1959
Ассортимент Jagaur 1959 (мини)

Разное

Jaguar Mk 1 2.4 Litre magazine insert 1956
Журнальный вкладыш 1956
Jaguar Colour Guide 1956
Список цветов 1956
Jaguar Mk 1 2.4-3.4 Litre Lubrication Chart
Памятка по смазке узлов 1958
Jaguar History by Herbert W Williamson 1965
История Jaguar 1965

 
Посмотреть другие модели...


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок: 5,00 из 5)
Адрес: Москва, Дмитровское шоссе, 13
+7 915 192-04-77
Добавить комментарий