Jaguar XJ27 Experimental №18 – один из вариантов прототипа XJ27 (будущего XJ-S), который не был уничтожен и отличается своими уникальными особенностями.
Содержание:
История Jaguar XJ27 Experimental №18
За время разработки Jaguar XJ27 с 1969 года по 1975 было построено множество различных экспериментальных ответвлений. Модель Jaguar XJ27 Experimental №18 является одним из тестовых вариантов будущего Jaguar XJ-S. Этот автомобиль стал объектом для тестирования совершенно другой системы охлаждения.
Проектирование модели
![Jaguar XJ-S Experimental 18 Jaguar XJ-S Experimental 18](https://jaguarrules.ru/wp-content/uploads/2019/03/jaguar-xj-s-experimental-18.jpg)
Своей системой охлаждения автомобиль был похож на многие итальянские GT выпускаемые малыми сериями. Такая конструкция охлаждения была популярна в то время, и, скорее всего, именно по этой причине и был создан Jaguar XJ27 Experimental №18 – как плацдарм для тестирования такого способа охладить мощный V12.
В заводской документации, этот автомобиль является экспериментальной моделью, появляясь в списке XJ27 (XJ-S) используемых для исследований и разработок. Есть мнение, что вместе с дизайном задних крыльев (предполагают, что взятых с Ferrari Dino), Малькольм Сайер – аэродинамик и конструктор Jaguar, мог проникнуться итальянскими моделями и уже изначально предлагал для автомобиля решение с такой системой охлаждения. Трудно сказать, ведь Сайер умер в 1970 году, а Jaguar XJ27 Experimental №18 вышел с конвейера только в 1975.
![Jaguar XJ27 experimental 18 bonnet grille Jaguar XJ27 experimental 18 bonnet grille](https://jaguarrules.ru/wp-content/uploads/2019/03/jaguar-xj27-experimental-18-bonnet-grille.jpg)
Jaguar XJ27 Experimental №18 вышел со сборочной линии 10 июня 1975 года, ровно за три месяца до официальной презентации нового XJ-S. Это был также первый экземпляр XJ-S экспортируемый в США в августе того же года, чтобы продолжить тестирование в районе Нью-Йорка, а также в пустынных районах на юго-западе США. Автомобиль был зарегистрирован под номером LDU 862P от имени отдела “Исследований и экспериментирования” Jaguar.
![Jaguar XJ27 LDU 862P Jaguar XJ27 LDU 862P](https://jaguarrules.ru/wp-content/uploads/2019/03/jaguar-xj27-ldu-862p.jpg)
Конструктивные особенности
Изменения, внесенные в купе LDU 862P, были предназначены только для адаптации к прогнозируемым будущим нормам в разных штатах США касающихся стандартов шума и выбросов. Это было сделано путем разделения моторного отсека, чтобы лучше изолировать двигатель от окружающей среды и сделать его менее слышимым. Изменение положения радиатора и охлаждение двигателя с направленным потоком были лишь следствием этого исследования. Эти решения принимались не в расширенном составе Jaguar, а были инициативой от единственного Малькольма Оливера (Malcolm Oliver) – технического директора Jaguar Cars в Северной Америке.
![Jaguar XJ-S Experimental 18 bonnet Jaguar XJ-S Experimental 18 bonnet](https://jaguarrules.ru/wp-content/uploads/2019/03/jaguar-xj-s-experimental-18-bonnet.jpg)
На экспериментальном купе водяной радиатор расположен почти горизонтально, чуть ниже широкого отверстия созданного в верхней части капота. Передняя часть радиатора слегка приподнята, а поверхность радиатора немного уменьшена по сравнению с обычными размерами благодаря общей эффективности новой системы. Циркуляционный воздушный поток улучшается за счет забора воздуха в зоне высокого давления под центральной частью бампера, а вытяжка размещена в зоне пониженного давления поверх капота. Вытяжка теплого воздуха сверху также способствует охлаждению, когда двигатель работает с неподвижным автомобилем, но, несмотря на это, над радиатором установлены два электрических вентилятора с термостатом.
Из-за добавления фиксированной решетки для выхода воздуха размер капота уменьшился на 45 сантиметров. Передняя часть автомобиля выполнена в виде сплошной панели и может быть разобрана для доступа к радиатору. Перегородка также была размещена прямо перед двигателем, чтобы закрыть окружающий ее отсек.
![Jaguar XJ27 Experimental number 18 Jaguar XJ27 Experimental number 18](https://jaguarrules.ru/wp-content/uploads/2019/03/jaguar-xj27-experimental-number-18.jpg)
Также была запланирована нижняя пластина для защиты двигателя, но идея не была воплощена. Защита двигателя, при некоторых условиях, приводила к повышению температуры в этой области. В любом случае для решения этой проблемы в отсеке был установлен небольшой электрический вентилятор.
Тестирование системы охлаждения
Известно, что после доставки автомобиля в США в августе 1975 года, его сразу начали жестко тестировать. Тестированием занимался сам Оливер. Было накатано около 20000 километров, из которых около 4-5 дней по Нью-Йорку, а потом 3-4 недели в условиях дикой жары Аризоны. После поездка продолжилась в Новом Орлеане, что позволило протестировать охлаждение в условиях жары и влажности.
На протяжении всего тестирования Jaguar XJ27 Experimental №18 был оснащен 48 термопарами для измерения температуры и других параметров во всех углах автомобиля.
![Jaguar XJ27 Experimental 18 engine Jaguar XJ27 Experimental 18 engine](https://jaguarrules.ru/wp-content/uploads/2019/03/jaguar-xj27-experimental-18-engine.jpg)
В данный момент можно только предположить, что реализация этих испытаний была слишком поздней. Изменение системы охлаждения было невозможно из-за того, что автомобиль уже фактически находился в стадии производства, а до его анонса оставалось меньше месяца. Все изменения могли произойти только при следующей модернизации серии.
Как замечал Малькольм Оливер, испытания системы охлаждения начались еще в 1972 году, однако до 1976-77 года они не производились при температурах выше 50 градусов. Также Оливером были предложены изменения в системе кондиционирования, которые, к сожалению, удалось воплотить только позже. В целом, результат всех испытаний оказался вполне прогнозируемым.
![Jaguar XJ27 Experimental 18 bonnet Jaguar XJ27 Experimental 18 bonnet](https://jaguarrules.ru/wp-content/uploads/2019/03/jaguar-xj27-experimental-18-bonnet.jpg)
Все дальнейшие модификации “номера 18” производились примерно в 1976 году с целью решения возможных будущих проблем связанных с выпуском нового XJ-S. По словам Оливера, Jaguar никоим образом не ставил целью протестировать новую переднюю часть автомобиля и следовать дизайну итальянских GT в то время.
В то время эти модификации были реализованы только для экспериментальных целей и автомобиль также имел свои недостатки. Например зрение водителя через лобовое стекло было немного нарушено из-за искажений, создаваемых горячим воздухом, выходящим из решеток на капоте.
В конечном счете из всех последних модификаций были сохранены только две: модернизация первой передачи в коробке и улучшения выхлопной системы.
Судьба Jaguar XJ27 Experimental №18
Естественно, что такие экспериментальные модели не предназначены для продажи. Предполагается, что один из инженеров Jagaur участвовавших в создании модели предложил выкупить Jaguar XJ27 Experimental №18 сразу после испытаний.
![Jaguar XJ27 keys (Experimental 18) Jaguar XJ27 keys (Experimental 18)](https://jaguarrules.ru/wp-content/uploads/2019/03/jaguar-xj27-keys.jpg)
Достоверно известно, что в 1985 году модель была доставлена в США, чтобы стать собственностью коллекционера, который выкупил его благодаря своим контактам в Британии.
Автомобиль некоторое время использовался новым владельцем, но потом был выставлен в государственном музее в Вермонте. По иронии судьбы, причиной прекращения поездок на модели стало то, что, похоже, двигатель стал перегреваться.