Rambler Топ-100
Jaguar XJ Series 1
Модели Jaguar

Jaguar XJ Series 1

Jaguar XJ Series 1 — первая серия знаменитых четырехдверных седанов, которая считается одним из лучших проектов компании Jaguar.

 

История Jaguar XJ Series 1

Сэр Уильям Лайонс начал делать наброски «полномерного четырехместного E-Type» еще в 1961 году, когда во время запуска E-Type в США, понял, что его салон просто слишком тесный (поступали жалобы на ограниченное пространство салона). Но то, что начиналось как E-Type с длинной колесной базой, вскоре полностью превратилось в другой автомобиль.

 

Экспериментальный проект Jaguar XJ4

Первый прототип был комбинированным и имел вместительный кузов с носом и хвостом E-Type. Версия этого автомобиля была выпущена Pressed Steel Fisher (которая выполняла основную часть разработки кузова Jaguar) еще в апреле 1962 года, но так и не была продолжена.

Jaguar XJ4 - E-Type Saloon Prototype 1962
Первоначальный вариант кузова XJ4 с дизайном схожим с E-Type

В период между 1962 и 1964 были построены различные образцы, явным отличием которых был плавный переход от явного дизайна E-Type к пропорциям схожим с Jaguar Mk X. Нос прототипов стал более рубленым с применением 4 основных фар. Задняя часть наработок также получила изменение — плавный скатывающийся хвост перешедший с E-Type был резко обрезан в соответствии с новой передней частью прототипов. Стоит заметить, что все это время прототипы изготавливались исключительно в двухдверном варианте, но потом уже стали рассматриваться и четырехдверные модели.

Jaguar XJ4 later prototype
Промежуточный прототип кузова Jaguar XJ4

В 1966 году был готов предварительный итоговый образец Jaguar XJ4. Автомобиль сочетал наработки всех предыдущих салонов компании, а также личный взгляд Уильяма Лайонса. В это же году было произведено исследование рынка, показавшего, что кузовы без центральных колонн (двухдверные) превосходят по цене классические четырехдверные салоны с запасом в 50%. Было высказано мнение о том, что компании явно следует отдать предпочтение 2-дверной версии автомобиля.

Jaguar XJ4 final prototype
Практически итоговый вариант кузова будущего Jaguar XJ6

Весной 1967 года прототип XJ4 был показан Джону Моргану, европейскому директору по продажам (Лайонс регулярно проверял мнения тех, кому доверял). Морган сразу высказал свое мнение о том, что решетка радиатора похожа на Studebaker 1955 года. После этого случая автомобиль опять был пересмотрен. Уильям Лайонс дал указание, чтобы каждую вторую горизонтальную планку убирали с решетки, создавая окончательное расположение штриховки.

Engeneers Don Currie and Richard Cresswell with a disquised Jaguar XJ4 prototype
Инженеры Jaguar у замаскированного Jaguar XJ4 с решеткой типа «Studebaker»

Осенью 1967 года возникла проблема — компания Pressed Steel прекратила работу над двухдверным кузовом XJ4 из-за того, что Maxi BMC получил приоритетный слот. Jaguar пришлось сосредоточиться на четырехдверном варианте. В это время автомобиль получил еще одно изменение (оно станет культовым, но очень будет раздражать самого Уильяма Лайонса) — выпуклость на капоте, которая позволяла вмещать двигатель на 4.2 литра.

Final Jaguar XJ4 bonnet and grille
Финальный дизайн будущего Jaguar XJ6

Во время создания итогового варианта кузова уже велись инженерные работы по проектированию шасси. Для автомобиля была разработана улучшенная версия задней подвески E-Type (довольно спешно построеная в 1957 году), которая продемонстрировала заметное улучшение в управляемости. Передняя подвеска была также модифицированная и делала дорогу более «мягкой».

Для автомобиля рассматривалось использовать несколько вариантов двигателей. Планировались двигатели V6 на 3.0 литра, а также V8 на 3.5 литра (произведенный из создававшегося тогда V12). В результате итоговая картина выглядела следующим образом:

  • V6 на 3.0 литра — не вошел в итоговую спецификацию из-за европейской налоговой системы;
  • V8 на 3.5 литра — от введения двигателя отказались примерно в 1971 году из-за излишних вибраций и шума;
  • V12 на 5.3 литра — из-за различных проблем не будет воплощен до 1972 года, однако кузова автомобилей XJ изначально будут готовы к его установке;
  • V6 на 2.8 литра — вошел в итоговую спецификацию и являлся заменой налогооблагаемому двигателю на 3.0 литра. Являлся короткоходной версией двигателя на 4.2 литра;
  • V6 на 4.2 литра — вошел в итоговую спецификацию и должен был являться «силовой заглушкой модельного ряда» из-за неготовности V12 и недееспособности получившегося V8.
Jaguar V8 engine mock-up
Макет того, как мог бы выглядеть двигатель V8 от Jaguar

В почти готовом варианте автомобиля были применены стандарты NVH (noise, vibration and harshness — шум, вибрация, не плавность движения), за которые отвечал Боб Найт. Он уже с успехом воплощал эту науку в разработке популярного Jaguar Mark 1. С целью сокращения вибраций и шума большое внимание было уделено подвеске автомобиля и всем движущимся элементам. Для шумоподавления в салоне было применено большое количество звукоизолирующего материала.

Готовую модель планировалось анонсировать в 1967 году, но из-за возникающих проблем анонс был отложен до 1968 года. Рядом возникших проблем стали:

  • Желание Боба Найта еще лучше модифицировать заднюю подвеску (в результате от нее пришлось отказаться, хотя времени на ее воплощение было затрачено очень много);
  • Недоукомплектованный штат компании. Сотрудники хоть и были высококвалифицированными, однако рук не хватало;
  • Слишком много проектов — многим инженерам приходилось работать сразу над несколькими задачами.

Готовый автомобиль Jaguar XJ6 получил свое название из-за сходства с популярными моделями XK, а число в конце значило количество цилиндров в двигателе.

 

Анонс нового Jaguar XJ6 Series 1

26 сентября 1968 года, среди роскоши отеля Royal Lancaster на лондонской Бэйсвотер-роуд, сэр Уильям Лайонс открыл долгожданный салон Jaguar. На презентации присутствовали 10 новых автомобилей Jaguar XJ6.

Jaguar XJ6 in Royal Lancaster Hotel - London, 26 September 1968
Анонс автомобилей Jaguar XJ6 в Royal Lancaster Hotel

Анонс автомобиля вызвал неподдельный интерес публики и прессы. Стиль кузова XJ6, как и интерьер салона, отражал гармоничное развитие эстетики Jaguar. При себестоимости в 788£ (нужно заметить, что себестоимость Jaguar Mk 2 была 727£), автомобиль, с учетом всех налогов, продавали за 2250£.

Jaguar XJ6 переписал свод правил для роскошных седанов — его сочетание стиля, элегантности, превосходных характеристик и динамики, роскоши, в сочетании с непревзойденным комфортом при езде и стандарте NVH, означало, что Jaguar умудрился произвести настоящий Мировой продукт. Автомобиль стал подтверждением идеализма Лайонса и технического мастерства его команды инженеров.

William Layons and Jaguar XJ6 in Royal Lancaster Hotel 1968
Уильям Лайонс с Jaguar XJ6 в Royal Lancaster Hotel

Ведущие автомобильных журналы стали писать хвалебные отзывы о новом автомобиле. Доходило даже до того, что модель ставили вне любого сравнения т.е. считали его лучше моделей, которые стоили дороже и были более высокого класса.

В 1969 году Jaguar XJ6 получил престижную награду «Автомобиль года» от автожурнала «Car». В этом же году автомобиль получил награду на «Don Safety Trophy» за лучшие показатели безопасности на дороге.

Jaguar XJ6 - Car of the Year 1969
Jaguar XJ6 и Уильям Лайонс на вручении премии «Автомобиль года 1969»

С самого начала анонса модели была лишь одна большая проблема — ее производство. Было запланировано выпускать по 1000 автомобилей в неделю, однако эта цифра так никогда и не будет осуществлена.

Основными проблемами в производстве модели были:

  • Закрытие глаз на сложившуюся ситуацию в объединении BLMC, куда теперь входила компания Jaguar;
  • Производство кузова было трудоемким как на этапе изготовления (сотни пресс-нажатий), так и на этапе подготовки к покраске (ручная доводка);
  • Производством кузовов занималась фирма PSF в замке Бромвич, которая явно не тянула лямку мирового производителя;
  • Забастовки поставщиков, который сказывались на отдельных элементах производства;
  • Устаревший завод Browns-Lane, который был построен в 30х годах и уже не справлялся с такой нагрузкой. Новый автомобиль обнажил ряд производственных проблем:
    1. Ограниченные возможности покраски готовых элементов;
    2. Устаревшая технология защиты от ржавчины;
    3. Устаревшие технологии сборки, которые явно влияли на безопасность рабочих и скорость выпуска.

Ситуация сохранялась на протяжении нескольких лет. Доходило до смешного: один раз делегация швейцарских клиентов, разъяренная неспособностью Jaguar справиться с производством, устроила акцию протеста под окнами лондонской штаб-квартиры BLMC (куда входила Jaguar). Вся эта ситуация вытекала в одну большую, и неприятную ситуацию — не дождавшиеся клиенты уходили к другим автопроизводителям.

Creation Jaguar XJ Series 1 on Browns Lane factory
Создание Jaguar XJ Series 1 в застенках завода Браунс-лейн

Важным замечанием было то, что у обоих двигателей (2.8 и 4.2 литра) с которыми изготавливался XJ6 были проблемы: 2.8 литровый имел склонность к отказу поршней, а 4.2 литровый перегревался. Если о проблеме 4.2 литрового было известно давно, и это не приносило сильных проблем, то к моменту устранения проблем в двигателе на 2.8 литра за ним уже закрепилась нехорошая репутация.

В 1970 году, для конкуренции с ожидаемым Rover P8 (программа его производства будет свернута в 1971), была спешно запущена программа расширения кузова, которая привела к тому, что кузов был увеличен в длину на 4 дюйма. Первые «длинные» модели были построены в мае-июне 1972 года и получили обозначение LWB (Long WhellBase), а короткие стали именовать SWB (Short WhellBase).

 

Анонс Jaguar XJ12 Series 1 и переход к Series 2

В условиях тяжелой экономической и производственной ситуации продолжались работы над двигателем V12. Уже в 1971 году был выпущен Jaguar E-Type Series 3 с двигателем V12 на 5.3 литра.

Jaguar 5.3 V12 engine
Двигатель Jaguar V12 на 5.3 литра

К марту 1971 года двигатель V12 перекочевал в отсек XJ6, который уже изначально был готов к его размещению, однако инженерам пришлось изрядно попотеть с его компоновкой. Разработка модели с новым двигателем продолжалась вплоть до середины 1972 года.

2 июля 1972 года был анонсирован Jaguar XJ12 — первый в мире четырехдверный седан с двигателем V12. Изначально модель была доступна только на рынках Европы т.к. для старта продаж в США требовались испытания и процедура сертификации.

В октябре 1972 года на «Earls Court Motor Show» были показаны Jaguar XJ6L и Jaguar XJ12L — те самые удлиненные модели автомобилей, которые разрабатывались с 1970 года.

Jaguar XJ12L on Earls Court Motor Show 1972
Jaguar XJ12L на Earls Court Motor Show в 1972 году

В это время двигатель 2.8 литра уже практически не пользовался спросом, кроме стран, где из-за налогообложения было выгодно использовать автомобили меньше 3 литров (Бельгия, Греция, Франция, Португалия).

В октябре 1973 года были анонсированы XJ Series 2, которые получили ряд изменений, а также стали инициатором добавления приписки Series 1 к ранним автомобилям. Последние автомобили Jaguar XJ Series 1 были изготовлены в июле 1973 года. Всего было построено 83217 автомобилей Jaguar XJ Series 1, из них:

  • 2.8 литра (Jaguar XJ6) — 14301 с правым рулем, 6125 с левым рулем;
  • 4.2 литра SWB (Jaguar XJ6) — 33467 с правым рулем, 25505 с левым рулем;
  • 4.2 литра LWB (Jaguar XJ6L) — 583 с правым рулем, 1 с левым рулем;
  • 5.3 литра SWB (Jaguar XJ12) — 720 с правым рулем, 1762 с левым рулем;
  • 5.3 литра LWB (Jaguar XJ12L) — 750 с правым рулем, 3 с левым рулем.

 

Характеристики Jaguar XJ Series 1

Спецификация моделей взята из каталога 1968 года с примесью данных из каталогов других лет:

 
Двигатель: Модели Jaguar XJ Series 1 были представлены с тремя типами двигателя: 2.8 и 4.2 литра для Jaguar XJ6, 5.3 литра для Jaguar XJ12.

  • 2.8 литра: 6 цилиндров (2792 c.c., 180 b.h.p., 6000 r.p.m.), два карбюратора S.U. H.D.8, диаметр цилиндра и ход поршня 83×86 мм, компрессия 9:1, два распредвала, головка блока цилиндров типа «Straight port», один 12-лопастной вентилятор для охлаждения двигателя;
  • 4.2 литра: 6 цилиндров (4235 c.c., 245 b.h.p., 5500 r.p.m.), два карбюратора S.U. H.D.8, диаметр цилиндра и ход поршня 92.07×106 мм, компрессия 8:1, два распредвала, головка блока цилиндров типа «Straight port», один 12-лопастной вентилятор для охлаждения двигателя;
  • 5.3 литра: 12 цилиндров (5343 c.c., 309 b.h.p., 6250 r.p.m.), четыре карбюратора, компрессия 9:1, один распредвал, головка блока цилиндров типа «Flathead», два вентилятора для охлаждения двигателя (большой и маленький);
  • Общие параметры: сдвоенная выхлопная система, система контроля обогащения, радиатор перекрестного течения.

Jaguar XJ6 engine

Коробка передач:
2.8 литра: Четырехступенчатая синхронизированная механическая коробка передач Jaguar отличаемая увеличенным углом винтовой линии и коническими втулками для положительного удерживания шестерен. Рычаг переключения передач расположенный между передними сидениями. Передаточные числа: 1st — 12.5, 2nd — 8.14, 3rd — 5.93, 4th — 4.27, Reverse — 14.44, Задняя ось — 4.27.
Аналогичная механика с блоком овердрайва Laycock. Передаточные числа: 1st — 13.32, 2nd — 8.67, 3rd — 6.33, 4th — 4.55, Overdrive — 3.54, Reverse — 15.35, Задняя ось — 4.55.
АКПП Borg Warner Type 35 с системой контроля D-2-1 и рукояткой переключений между передними сидениями. Передаточные числа: Top — 4.27 с преобразованием вращающего момента до 8.54, Intermediate — 6.19-12-38, Low — 10.2-20.41, Reverse — 8.92-17.85, Задняя ось — 4.27.

4.2 литра: Четырехступенчатая синхронизированная механическая коробка передач Jaguar отличаемая увеличенным углом винтовой линии и коническими втулками для положительного удерживания шестерен. Рычаг переключения передач расположенный между передними сидениями. Передаточные числа: 1st — 10.38, 2nd — 6.74, 3rd — 4.92, 4th — 3.54, Reverse — 11.93, Задняя ось — 3.54.
Аналогичная механика с блоком овердрайва Laycock. Передаточные числа: 1st — 11.04, 2nd — 7.18, 3rd — 5.23, 4th — 3.77, Overdrive — 2.94, Reverse — 12.7, Задняя ось — 3.77.
АКПП Borg Warner Model 8 с системой контроля D1-D2-L и рукояткой переключений между передними сидениями. Передаточные числа: Top — 3.54 с преобразованием вращающего момента до 7.08, Intermediate — 5.16-10.32, Low — 8.5-17.0, Reverse — 7.08-14.16, Задняя ось — 3.54.

5.3 литра: АКПП Borg Warner 12 с системой контроля P.R.N.D.2.1. Задняя ось — 3.31.

Jaguar XJ6 interior

Подвеска: Полностью независимая передняя и задняя подвеска. На подрамниках, расположенных в корпусе с резиновыми креплениями. Форма передней подвески «Anti-drive» со спиральными пружинами и амортизаторами с креплениями из пенистого полиуретана. Совершенно уникальная система звуко и виброгашения. Вся система обеспечивает отличное удержание дороги и качественную управляемость.
Управление: Реечное управление. Усилитель руля (на модели с двигателем 2.8 литра только в качестве дополнительной платной опции). 16 дюймовое двухспицевое рулевое колесо. 3.5 поворотов руля от края до края. Поворотный круг — 36 ft. Праворульный-леворульный автомобиль по желанию заказчика. Телескопически регулируемая рулевая колонка. Замок рулевой колонки встроенный в выключатель зажигания.

Jaguar XJ6 steering

Тормоза: Дисковые тормоза с щитками для защиты от грязи. Вакуумная гидравлическая система с независимой цепью на передние (вентилируемые) и задние тормоза. Автоматический контроль износа колодок. Ручной тормоз задних колес. Совмещенный датчик ручника и окончания тормозной жидкости.
Бензиновое оборудование: Два топливных бака закрытых в стальные отсеки. По одному в каждом заднем крыле. Две топливозаливных горловины (по одной на каждый бак). Переключатель питания баков на панели приборов. Объем баков на XJ6 — 23 галлона, на XJ12 — 20 галлонов.
Колеса и шины: Прессованные диски с ободом на 8 дюймов. Низкопрофильные шины Dunlop S.P.Sport E70 VR 15 с уникальной системой анти-аквапланирования. Запасное колесо находится под полом багажника.

Jaguar XJ6 spare wheel

Электрооборудование: 12 вольтная система Lucas с генератором переменного тока и отрицательным заземлением. Лампы поворотников (с автоматическим отключением), четыре главных фары с ножным микропереключателем, рычаг на рулевой колонке для моргания, соединенные в одном корпусе со стеклоотражателем стоп-сигналы и поворотники, двойные задние фонари и отражатели. Все лампы поворотников загораются при включенном аварийном свете. Панель инструментов с подсветкой включаемой двухпозиционным переключателем. Подсветка для чтения карт. Подсветка салона активируемая переключателем или при открытии любой из дверей. Подсветка багажного отделения активируемая при его открытии.

Jaguar XJ6 headlights

Прикуриватель. Сдвоенный звуковой сигнал. Дворники лобового стекла с двумя скоростями и омывателем. Система опережения зажигания. Масляная катушка зажигания (на XJ12 транзисторное зажигание). Спидометр со встроенным счетчиком пробега, датчик оборотов, часы, амперметр. Электрический датчик топлива, датчик температуры системы охлаждения, датчик топлива, датчик тормозной жидкости совмещенный с ручником. Система обогрева и кондиционирования салона (кроме стандартной модели 2.8 литра). На XJ12 дополнительно (на XJ6 будет применено только после, примерно, 1970 года): обогрев заднего стекла, датчик состояния аккумулятора.

Jaguar XJ Series 1 body

Кузов и интерьер: Металлический четырехдверный кузов с четырьмя-пятью местами и защитой от ржавчины и звукоизоляцией. Специальное полупанарамное стекло вместе с тонкими стойками обеспечивают комфортный обзор во все стороны. Зеркало заднего вида. Хромированные рамки всех окон и каналы водоотведения сверху дверей. Гофрированная отделка и подкладка безопасности. Весь пол с ворсовым покрытием и подкладкой из войлока. Передние сидения с возможностью регулировки. Задние сидения с центральным подлокотником (исключая стандартную модель 2.8 литра). Панель инструментов изготовленная из дерева грецкого ореха, с мягкой обивкой и ящичком для перчаток.

Jaguar XJ6 seats

Центральная полка под панелью приборов и кармашки задних дверей (кроме стандартной модели 2.8 литра), а также подлокотники на дверях. Вместительная полка в районе заднего стекла. Центральная консоль включает систему управления обогревом и кондиционированием салона (за исключением всех моделей 2.8 литра), отсек для опционального радио, ручку переключения передач и две пепельницы. Солнцезащитные козырьки у передних сидений. Блокируемые от детей замки задних дверей. Объемные передние и задние бамперы. Ремни безопасности передних и задних сидений.
Размещение багажа: Вместительный багажник на 17 кубических футов с автоматической подсветкой всей области.

Jaguar XJ Series 1 luggage accommodation

Поддомкрачивание: Четыре индивидуальных слота для подъема каждого из колес.
Цвет кузова: Ascot Fawn, Черный, Зеленый, Темно-Синий, Голубой, Староанглийский Белый, Бледный Первоцвет, Соболь, Красный Сигнал, Серебристо-Серый, Красный Регентский, Зеленая ива.
Размеры: Длина — 15′ 9.6″, ширина — 5′ 9.6″, высота — 4′ 4.8″. Колесная база — 9′ 0.8″, задняя колея — 4′ 10.6″, передняя колея — 4′ 10″. Клиренс — 7″. Вес — 30 1/2 cwt на XJ6.

 

Видео

 

Каталог файлов

Документация

Jaguar XJ Series 1 chassis numbers
Номера шасси по годам
Jaguar XJ6-XJ12 Parts Collection
Каталог запасных частей

Каталоги

Jaguar XJ6 brochure 1968
Брошюра XJ6 1968
Jaguar Xj6 folder 1969
Буклет XJ6 1969
Jaguar XJ6 USA brochure 1971
Брошюра XJ6 США 1971
Jaguar E-Type Series 3, XJ6, XJ12 catalogue 1972
Каталог 1972
Jaguar XJ12 brochure 1972
Брошюра XJ12 1972
Jaguar XJ12 catalogue 1972
Каталог XJ12 1972
Jaguar XJ6 USA brochure 1973
Брошюра XJ6 США 1973

Разное

Jaguar XJ6 Cut-out model 1968
Вырезная бумажная модель XJ6
The History Of The Jaguar XJ Saloons
История Jaguar XJ

 

Фотографии Jaguar XJ Series 1

Этапы проектирования Jaguar XJ Series 1

Jaguar XJ4 early prototypeJaguar XJ4 prototypeJaguar XJ6 early prototype
Early Jaguar XJ4 prototypeJaguar XJ4 prototype (early XJ6)Jaguar XJ4
Jaguar XJ4 early front viewJaguar XJ4 front view prototypeJaguar XJ6 front view prototype

Архивные фотографии

Jaguar XJ6 and the team of creatorsJaguar XJ6 announce - New York, Hilton Hotel, 1968Jaguar XJ6 announce - Magazine article

 
Посмотреть другие модели...


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок: 5,00 из 5)
Адрес: Москва, Дмитровское шоссе, 13
+7 915 192-04-77
Добавить комментарий