Посвящается доктору Ральфу Шпету, CEO Jaguar Land Rover.
Биография Ральфа Шпета напоминает волшебнике Гудвине, о котором знали все, но как он выглядит не знал никто.
Волшебник Изумрудного города
В отличие от властителя Изумрудного города, доктор Р. Шпет охотно появляется на публике, дает большие интервью и короткие комментарии. Он деятелен, компетентен, открыт во всем, что касается его профессии и компании JLR, но не личной жизни, интересов и увлечений вне профессии. Про Ральфа Шпета, как человека известно много меньше, чем о CEO Jaguar Land Rover.
Кажется, что доктор Ральф Шпет уже родился топ-менеджером, созданным для того, чтобы блистать в интервью деловой прессе и на презентациях автомобильных выставок. Удивительно, но у него нет страницы в соцсетях, персонального сайта с детальной биографией, восторженными отзывами поклонников, сдержанными похвалами коллег по цеху и экспертов. Микроскопические данные о личной жизни сведены к формуле: родился-учился-женился-работал.
Уроженец маленького баварского города Рот в Баварии – по сей день самой яркой и независимой федеральной земле Германии. Высшее образование и диплом инженера получил в Техническом Университете Розенхайма, Бавария. Организации управления в машиностроении (Engineering in Mechanical Engineering and Business Administration) учился в Бирмингеме в Уорикском Университете (The University of Warwick), Мидландс, Англия.
Если вы родились в Баварии, то по зову сердца или трезвому расчету захотите работать в Bayerische Motoren Werke AG или конкурирующем BMW. Компании с именем, историей и прекрасными возможностями для честолюбивого выпускника немецкого технического университета. Ральф Шпет не стал исключением из этого правила и в 1980 году стал полноправным сотрудником BMW дослужившись к 2000 году до статуса вице-президента подразделения Land Rover.
Как и почему в 2000 году Ральф Шпет стал сотрудником Ford Motor – неизвестно. Что двигало преуспевающим баварцем и повлияло на решение уйти в компанию с иной корпоративной культурой и структурой? Он понял, что достиг карьерного «потолка» в BMW? Или просто хотел поработать там, где отношение к управлению, науке и технологиям, скорости принятия решений были другими?
Тем удивительнее то, что в 2002 году доктор Шпет резко меняет сферу деятельности и становится вице-президентом компании Linde Group – многонациональной химической компании, занимающейся производством ацетилена, кислорода для промышленного и медицинского назначения.
Через 8 лет герой нашего рассказа, как и волшебник Изумрудного города, возвращается в родные пенаты – автомобильную промышленность. Владельцы и акционеры Tata Motors, купившие в 2008 году Jaguar у Ford Motor и Land Rover у BMW, решили, что лучшей кандидатуры на должность CEO объединенной компании Jaguar Land Rover им не найти и Ральф Шпет занял должность генерального директора.
Баварец в сердце Британии
Со стороны Tata Motors назначение иностранца, да еще и немца руководителем двух британских автомобильных брендов, было рискованным предприятием.
Во-первых, потому, что несмотря на явные изменения в отношении британцев к иностранцам, оставались сферы, где это не одобрялось и даже порицалось. К таким сферам относилась и автомобильная промышленность.
Во-вторых, руководитель двух икон британского автопрома: Jaguar и Land Rover, двадцать лет, работавший в BMW, был встречен если не враждебно, то скептически. Британцы относились к собственным инженерным и управленческим школам не просто с пиететом или гордостью. Они считали их самодостаточными и любое вторжение в эту область почитали, если не святотатством, то ненужным и отчасти вредным.
В-третьих, прошлое (яростное соперничество Jaguar с Mercedes в 50-годы XX века) и массовое производство немецких автомобилей, порождали опасения, что Ральф Шпет нанят с тайной целью прекратить производство спортивных Ягуаров и внедорожников Land Rover. Эта конспирологическая версия не получила подтверждения, но была и остается популярной.
Прошло 9 лет с тех пор, как немец из Баварии стал руководить британской. Компания Jaguar Land Rover пережила взлет в начале XXI века, в 2018 едва не вошла в пике, но избежала краха. Слухи о том, что Ральфа Шпета вот-вот уволят, циркулировали весь прошлый год, но они так и остались слухами.
Доктор Ральф Шпет по-прежнему руководит крупнейшим производителем автомобилей в Великобритании и готовит компанию к новой жизни.
Как и раньше, личная жизнь нашего героя, его интересы, политические симпатии и все, что относится к частной жизни остается закрытым. Об этом можно судить только косвенно, вчитываясь в его интервью и комментарии о важных событиях в традиционной и специализированной прессе.