Jaguar XJR-9 – третья спортивная модель созданная в сотрудничестве между командой TWR и компанией Jaguar.
Содержание:
История Jaguar XJR-9
В причинах появления новой модели абсолютно ничего не изменилось. Это была ставшая уже обычной модернизация, а дизайнером остался все тот же Тони Саутгейт (Tony Southgate).
Первых три экземпляра были готовы уже в начале года (шасси J12C-188, J12C-288, J12C-388) – их первая гонка состоялась 31 января 1988 года. Уже чуть позже добавились три дополнительных автомобиля и еще три переделанных из предыдущих моделей. Всего на тот момент существовало 9 экземпляров Jaguar XJR-9.
Разработка первого Jaguar XJR-9
Как и предыдущие модели серии новый автомобиль был похож на предыдущую модель (Jaguar XJR-8), однако отличался рядом внешних изменений и различными доработками в технической части. Для его создания потребовалось около 400 испытаний в аэродинамической трубе “Имперского колледжа” на моделях размером 25% от настоящего автомобиля.
Первые три автомобиля (шасси J12C-188, J12C-288, J12C-388) были выкрашены в красно-бело-зеленые цвета с символикой Castrol (за исключением гонок Le-Mans, где их перекрашивали в цвета Silk Cut). Другие автомобили серии были в уже классических бело-фиолетовых цветах уже упомянутых сигарет Silk Cut.
Особенно явными визуальными отличиями стали новые сдвоенные передние фары и вентиляционные отверстия на боковых стеклах. На первых трех моделях фары изначально могли закрываться специальными щитками формирующими одиночные световые лучи, однако позже часть моделей будет переделана в полноценную версию с одиночными фарами. Также у многих из XJR-9 периодически менялась передняя часть автомобиля, то со сдвоенными фарами, то с маленькими одиночными.
Основным же техническим изменением стал переработанный двигатель V12 на 7.0 литра, который стал выжимать около 750 л.с.
Автомобиль был реализован в двух вариантах, один из которых был особенно примечателен для гонок Le-Mans:
- Сдвоенный задний спойлер с высокой посадкой обеспечивающий высокую прижимную силу;
- Низкий одиночный задний спойлер обеспечивающий низкую прижимную силу.
Соревнования и доработки Jaguar XJR-9
Впервые модель (три автомобиля в цветах Castrol) была показана 31 января 1988 на гонке “The 26th Annual SunBank 24 at Daytona”.
За время официальной гоночной карьеры автомобили XJR-9 смогли занять первое место 9 раз, призовых же мест, естественно, было гораздо больше. По предварительным данным автомобили занимали 2 и 3 место около 29 раз.
Важным прорывом стала победа в Le-Mans 1988 года, впервые за 31 год после последней победы Jaguar на этих гонках в 1957 году. На гонку было выставлено пять автомобилей XJR-9 LM (вариант Le-Mans с низким сопротивлением), но до финиша доехали только три, заняв 1 (шасси J12C-488), 4 и 16 места.
Примечательно то, что победа на Le-Mans была на грани срыва. Пилот Ян Ламмерс (Jan Lammers) на лидирующем автомобиле почувствовал неполадки в работе коробки передач (именно из-за нее сошла с дистанции одна из машин) и просто перестал переключать передачи, все время оставаясь на 4. Воспользовавшись полученным ранее преимуществом он смог финишировать первым с разрывом всего в две минуты от занимавшего второе место Porsche. Если бы он еще хоть один раз переключил передачу, случилась бы необратимая поломка, которая точно не позволила взять победу в гонке.
Шасси J12-C-488, как победитель, было отправлено в музей, а на его замену был построен последний XJR-9 с шасси J12-C-688.
В 1989 году была принята повторная попытка участия в Le-Mans, однако повторить успеха не удалось и из четырех автомобилей доехали только два, заняв 4 и 8 места. К тому моменту уже были готовы образцы XJR-10 с новым типом двигателя (меньшего объема с турбокомпрессорами), но на чемпионате решили использовать проверенные “девятки”.
Последней официально-задокументированной гонкой, в которой принял участие Jaguar XJR-9, стал “SunBank 24 at Daytona” 4 февраля 1990 года.
Завершение производства Jaguar XJR-9
Не считая последней гонки, можно сказать, что 1989 год стал последним для XJR-9. В 1989 году уже испытывали XJR-10 и XJR-11 с новым типом двигателя (V6 с турбокомпрессорами), поэтому повторный взгляд на Jaguar XJR-9 с их V12 был брошен только в 1990 году, когда оказалось, что новые движки оказались более “хрупкими”. Именно это подтолкнуло TWR и Jaguar к созданию прямого наследника XJR-9 – Jaguar XJR-12 с двигателем V12.
В 1990 году три автомобиля Jaguar XJR-9 были переделаны в XJR-12. Часть других автомобилей выставляется в качестве музейных экспонатов или попала в частные руки.
Характеристики Jagaur XJR-9
Описание характеристик модели из различных источников:
Двигатель: Продольно установленный двигатель V12 на 7.0 литров (2 клапана на цилиндр), 6995 c.c., 750 л.с. (560 кВт при 7200 об/мин). Алюминиевый блок и ГБЦ. Диаметр цилиндра и ход поршня 94×84 мм. Компрессия 12:1. Система подачи топлива Zytek Fuel Injection.
Коробка передач: March/TWR 5-ступенчатая МКПП. Трехдисковое сухое сцепление.
Управление: Реечное управление с усилителем.
Подвеска: Передняя подвеска – двойные поперечные рычаги, пружины над амортизаторами. Задняя подвеска – магниевые стойки, титановые пружины над амортизаторами.
Кузов: Карбоновый композитный кузов с шасси из карбонового волокна и кевларового монококка.
Тормоза: Вентилируемые диски TWR и тормоза с гидроусилителем.
Размеры: Вес – около 881 кг. Длина – 4780 мм, высота – 1100 мм, ширина – 2000 мм. Колесная база – 2780 мм, задняя колея – 1500 мм, передняя колея – 1500 мм.