В 1948 году Уильям Лайонс в поисках нового рынка сбыта отправился в США. Пять с небольшим недель деловых поездок, завтраков и приемов. Рукопожатий с топ-менеджерами великой автомобильной страны, знакомство с главными автомобильными дилерами Востока и Запада США.
Среди них был Максимилиан Хоффман основатель и единоличный владелец Hoffman Motor Company. Максимилиан или Макс Хоффман – личность заметная и харизматичная.
Who is Mr. Хоффман?
Макс Хоффман родился в 1904 году, в Вене. Отец был хозяином механической мастерской. В начале прошлого века в подобных мастерских продавали, ремонтировали и даже модифицировали серийные велосипеды и мотоциклы. Когда Макс Хоффман стал подростком, он предсказуемо увлекся автомобильными гонками.
Макс Хоффман не получил академического и сколько-нибудь систематического образования. Для того чтобы позволить себе участие в автомобильных гонках, Макс работал в мастерской по ремонту автомобилей. Вечера он посвящал учебе, а свободное время автомобильным гонкам.
Очень быстро молодой и проницательный Макс Хоффман сменил поле деятельности и стал, как мы говорим сейчас, менеджером по продажам в фирме Smoliner & Kratky, занимавшейся импортом американских автомобилей в Австрию. Вскоре Макс Хоффман основал собственную компанию по импорту роскошных британских и французских автомобилей в Австрию. Rolls Royce, Bentley, Talbot и Delahaye попадали в Австрию через фирму Hoffmann & Huppert.
Макс Хоффман стал не только удачливым продавцом автомобилей. Искусный и обаятельный переговорщик, Хоффман был знаком с руководителями владельцами почти всех европейских автопроизводителей. Среди его знакомых числился и Фердинанд Порше. Во многом благодаря знакомству и добрым отношениями с Порше, Макс Хоффман и начнет с нуля автомобильный бизнес, но уже на другом континенте.
Компания Hoffmann & Huppert преуспевала, но приход к власти нацистов и Вторая мировая война, свели на нет все усилия и старания Макса Хоффмана, вынужденного перебраться в Париж, а в 1941 году эмигрировать в США.
Эмигранту Максу Хоффману пригодились дизайнерские навыки. Бижутерия, созданная по его рисункам, приносила солидный доход. И в 1947 году Макс Хоффман зарегистрировал Hoffman Motor Company и отправился в Европу восстанавливать старые связи.
Поездка увенчалась успехом. В 1948 году компания Hoffman Motor Company начала поставки европейских автомобилей в США. В Америке Макс Хоффман получил прозвище The Father of the European Car in America – отец европейских автомобилей.
Для автопроизводителей Европы и Jaguar Cars не исключение, продажа автомобилей в Америке означала финансовое благополучие и технологическую стабильность.
Опасное знакомство
Суть отношений между Уильямом Лайонсом и Максом Хоффманом идеально описал в «Евгении Онегине» великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Типичный, хорошо воспитанный англичанин, получивший регулярное образование: грамматическая школа и колледж, живое воплощение britishness, Уильям Лайонс не доверял иностранцам. Космополит Макс Хоффман, обожавший деньги и роскошь, но более всего самого себя. Он принимал только те решения, и заключал только те сделки, что были выгодны прежде всего для него.
Лайонс, бизнесмен с фантастическим деловым чутьем, прекрасно понимал, что финансовое благополучие Jaguar Cars зависит от экспорта. Во-первых, такова была политика лейбористского правительства, сделавшего экспорт британских товаров главным условием получения лимитов на металл, топливо и другие необходимые для производства ресурсы.
Во-вторых, Европа 1947 года была еще слаба: разрушенные заводы и города, дефицит жилья и квалифицированных рабочих. Старые связи Лайонса во Франции, Бельгии, Австрии и Швейцарии были восстановлены сразу после окончания войны. Но по сравнению с американским рынок этот рынок сбыта был маленьким, хотя и позволял Jaguar Cars поддерживать тонус.
В-третьих, новая модель Jaguar XK120 нуждалась в масштабном рынке сбыта и европейский рынок таковым не считался.
Эффективно решить проблему сбыта автомобилей Jaguar в Америке мог только один человек – Макс Хоффман. Крупнейший автомобильный дилер на Восточном побережье США, влиятельный бизнесмен, с потрясающим рекламным чутьем.
Лайонс понимал, что выбора нет и скрепя сердце заключил с Максом Хоффманом контракт.
Сколько стоит разлука
Через пару лет, несмотря на громадный успех Jaguar XK120 в Америке, Уильям Лайонс решил пересмотреть условия контракта с Максом Хоффманом.
Почему Лайонс решился на это, как случилось, что маленький камешек превратился в лавину достоверно неизвестно.
Если верить Джону Дагдейлу, шефу PR-отдела Jaguar Cars Inc. (дочерняя компания Jaguar Cars в США), все дело в недобросовестном ведении дел Маком Хоффманом.
Нельзя не учитывать и особенности характера владельца Hoffman Motor Company. Личность Макса Хоффмана, основателя лучшей и успешной дилерской компании Америки, мягко говоря, противоречива.
Вынужденный оставить Германию после того, как там начали преследовать евреев и разорять, принадлежавший им бизнес, Макс Хоффман в 1941 году сбежал из Парижа. Сын иудейки и католика, мог закончить свои дни в газовой камере и бегство было для него единственным выходом. Ему несказанно повезло, когда он получил американскую визу, остался жив и даже преуспел на новом месте.
Тем удивительнее его тяга и решимость возобновить знакомство с Фердинандом Порше. Может быть Макс Хоффман видел в Фердинанде Порше исключительно творца Volksauto (Народный автомобиль), прообраза Volkswagen Жук.
Скорее всего, обладая избирательным зрением и способностью видеть только то, что хочется. Макс Хоффман вместо известного танка Tiger (творение Фердинанда Порше) представлял образы прекрасных спорткаров Porsche.
Кроме того, деловые качества Макса Хоффмана мало чем отличались от деловых качеств Уильяма Лайонса: жажда успеха, фантастическое деловое чутье, потрясающее чувство стиля и скверный характер.
Конфликт двух таких ярких, похожих и непохожих друга на друга личностей, был неизбежен, столкновение предсказуемо.
Разлука с Максом Хоффманом стоила Уильяму Лайонсу неустойки по контракту и более чем солидного гонорара американским адвокатам:$24,226. Невероятные в середине 50-годов деньги.
Иной раз, разлука стоит таких денег.
https://youtu.be/jyrQq_CVAsY