За последние два года утешительные числа о росте продаж автомобилей Jaguar из обязательных отчетов компании JLR, каким-то странным образом подталкивают к размышлениям о судьбе бренда.
Начало – эпоха Лайонса
В 1934 году разногласия между основателями и владельцами Swallow Side Cars Company Уильямом Лайонсом и Уильямом Уолмсли достигли пика, последний ушел из компании. До сих пор мало что известно о причине такого решения, основной считается создание Уильямом Уолмсли спортивного родстера без ведома Лайонса. Но скорее всего, были и другие причины, о которых можно лишь догадываться.
К концу того же 1934 года У. Лайонс представляет потенциальным клиентам первый спортивный автомобиль SS 90, похожий на тот, что сделал для себя Уильям Уолмсли, но публике он понравился. И вот в сентябре следующего 1935 года из ворот завода компании в Фолсхиле, выкатился первый автомобиль Jaguar 100.
Двухместный спортивный автомобиль как нельзя лучше соответствовал запросам тех, кто хотел иметь шикарный автомобиль и желательно по приемлемой цене. Сэр Уильям Лайонс и его команда однажды уже создали подобный автомобиль. Маленький и довольно простой Austin Swallow, позволил заработать внушительную сумму и всерьез задуматься над собственным производством автомобилей.
Скорость 100 миль в час, мощный и надежный двигатель 103 л.с., удобные кресла, дизайн, плавные линии кузова – все вместо создавало впечатление роскошного автомобиля. Jaguar 100 давал возможность проехаться с ветерком, повод соседям посудачить о чрезмерных тратах, что еще важнее – пустить пыль в глаза. Уильям Лайонс, как никто другой до него понимал свойства «человеческой натуры» и умел использовать это в своих интересах.
Первый Jaguar был собран в количестве чуть больше 300 единиц, но началась война и компания Лайонса прекратила производство автомобилей.
После войны
К несчастью, война почти разорила Британскую империю, сократив ресурсы и возможности для начала гражданского производства, несмотря на постепенное сворачивание военного. Нормировалось не только продовольствие, ткани, уголь для отопления домов, материалы для ремонта и строительства домов. Ограничение ресурсов распространялось и на восстанавливающееся невоенное производство, в частности на автомобильную промышленность.
Стратегия правительства заключалась в том, чтобы в первую очередь выделять дефицитные ресурсы тем, кто сможет пополнить бюджет валютой за счет экспорта продукции. Лайонсу это удалось лучше всех и после Лондонского автосалона 1948 года у марки Jaguar начинается новая жизнь. Автомобили Jaguar становятся популярными в США, куда отправляется львиная доля новой модели Jaguar XK120.
Популярность Ягуаров в послевоенной Америке удивительна. В стране, где гражданское автомобильное производство сохранялось и во времена WWII, успех Jaguar XK120 был сногсшибательным.
Конечно, Уильяму Лайонсу помогла удачная рекламная кампания, в которой участвовал выдающийся американский киноактер Кларк Гейбл. Лайонс лично доставил Jaguar XK120 К. Гейблу, а вся история доставки и разгрузки изделия британского автопрома была запечатлена на фотографиях, напечатанных в специализированных и обычных журналах.
Образ двух высоких и статных мужчин с почти непроницаемыми лицами, одетых в хорошо сшитые костюмы, оказался популярным, суровым и на редкость привлекательным. Так Америка узнала, кто занимается производством этого потрясающе элегантного, изящного и очень дорогого автомобиля.
Путь нового британского автомобильного бренда к мировой славе начался в США и очень долго Jaguar был популярен едва ли не больше, чем Porsche.
Незадолго до шторма
История появления на Женевском автосалоне 1961 года нового детища Лайонса и его команды, хорошо известна. О шоке и трепете, пережитом в том году автопроизводителями, журналистами и потребителями, написано едва ли не больше, чем о самом герое салона – Jaguar E-Type.
Популярность и объем производства этого Ягуара, превзошли все ожидания – более 70 тыс. автомобилей за 14 лет выпуска этой модели.
В истории с Jaguar E-Type интересно не то, как о нем отозвался Энцо Феррари, а совсем другое. История этого чрезвычайно популярного автомобиля свингующих 60-х – это история серийного спортивного автомобиля, каким его задумал сэр Уильям Лайонс, не боясь повторить свой прошлый успех с довоенной моделью Jaguar S100 и первой послевоенной XK120.
Когда закончатся 60-е годы, а классический автомобиль шаг за шагом будет превращаться в совершенство, чему очень помог топливный кризис семидесятых, серийный спортивный автомобиль Jaguar переживет трудные времена.
Что-то в его судьбе изменится только к концу столетия, но 10-е и 20-е годы XXI века, опять станут трудными не только для спорткаров Jaguar.
Что же будет дальше?
Постараемся ответить в следующей статье.