Довольно часто мы не замечаем и даже не понимаем, что обычное событие может стать тем камнем, за которым сойдет лавина, сметающая все на своем пути. Оглядываясь назад, вспоминая его мы удивляемся тому, что не заметили очевидного.
Шторм Судного дня
В середине и конце 60-х годов прошлого века бренд Jaguar был популярен как никогда. Компания, создавшая лучший серийный спорткар Jaguar E-Type и вошедшая в список поставщиков королевской семьи, упивалась своим успехом.
Не отставал от Ягуар и мировой автопром: мощные семейные автомобилей из Америки, обстоятельные лимузины от Mercedes, уникальные спорткары итальянских производителей. Компанию им составили почти игрушечные английские Mini и серьезный немецкий Volkswagen Beetle.
Жизнь и успехи мирового автопрома к началу 70-х двадцатого века казались незыблемыми, внушительными, способными устоять перед любой бурей. Что автомобилисты долго будут наслаждаться шедеврами, созданными Уильямом Лайонсом и американскими производителями. Мало кто думал о том, что очередной конфликт на Ближнем Востоке, начавшийся в Судный день 1973 года, изменит до неузнаваемости автомобильную промышленность Европы и США.
Jaguar – за кулисами успеха
К сожалению, для компании Jaguar Cars потрясающий успех 60-х одновременно стал и прологом к началу проблем, трудным временам, потере популярности. Семидесятые прошли в отчаянной борьбе за выживание бренда, не соответствовавшего по мнению лейбористского правительства запросам населения Великобритании.
Удивительно, что проблемы компании Лайонса начались в пору успеха – лучшие специалисты, идеальный модельный ряд, гениальный дизайнер, верные фанаты и в Европе, и в Америке. К сожалению, успех испытывает на прочность любого бизнесмена, и сэр Уильям не был исключением. История о том, как было принято опрометчивое и недальновидное решение о слиянии в 1966 году с British Motor Corporation Ltd., известна очень хорошо и нет нужды даже кратко повторять ее.
Затем, в 1968 году лучшая автомобильная компания Британии оказалась в руках некомпетентных, но при этом самонадеянных управляющих British Leyland. Они фактически разбазарили полученное ими наследство компании Jaguar Cars и почти уничтожили самый яркий английский бренд. Не удивительно, что к началу 70-х дела шли плохо, можно сказать хуже некуда, из-за постоянно ухудшавшегося качества сборки и отсутствия инвестиций в разработку новых моделей.
Правда это не влияло на отношение к бренду самых преданных фанатов, среди которых оказались и те, у кого была возможность, и кто считал нужным вернуть компании Jaguar Cars самостоятельность. Затея увенчалась успехом благодаря сэру Джону Игану.
Полезные советы
История злоключений Jaguar Cars и других автопроизводителей в начале 70-х, когда начался энергетический кризис и необходимость менять подходы к производству классических автомобилей, поучительна во многих отношениях.
Во-первых, не бывает никакого навсегда. Как только бизнес теряет представление о реальности, а мировые события разворачиваются не так, как уверяют политики и учит прежний опыт – жди беды!
Во-вторых, приверженность бренду имеет значение ровно до тех пор, пока кто-то другой не предложит что-то новое и сулящее выгоды клиентам вашего. Так получилось с японскими автомобилями в США и Европе, отвоевавшими изрядное количество поклонников Форда или Пежо.
В-третьих, уважительное и доброжелательное отношение к конкурентам, помогает осознать их преимущества, используя это знание для собственного успеха и преодоления кризиса. Небрежное, если не сказать пренебрежительное отношение американских производителей к японскому автопрому не помогло первым разделаться со вторыми.
Популярность автомобильного бренда зависит не только от моды на тот или иной вид кузова, комфорта и внутренней отделки, мощности двигателя etc. Она зависит от и, возможно, больше чем от моды от отношения. Это, прежде всего, отношение к запросам клиентов, понимание их требований, а не просто декларация заботы или внимания к тем, кто покупает автомобили.
Именно об этом свидетельствуют последние новости о росте продаж автомобилей Jaguar, что должно быть приятно фанатам бренда.
Будущее нового века
Энергетический кризис, начавшийся в 1973 году, мобилизовал возможности европейского и американского автопрома, вывел из тени японских производителей автомобилей.
Изменились технологии производства, на другой уровень вышло качество, ужесточились требования к безопасности. Классический автомобиль Jaguar, каким мы его знали до появления электромобилей, и те, кто сохранил этот бренд для нас, прекрасно усвоили уроки кризиса 1973 года.
Удастся ли теперь победить или умерить экспансию китайского автопрома? Получится ли это, сколько времени уйдет на то, что гранды мирового автопрома сохранили свою популярность и даже приумножили ее? Время – лучший арбитр в любом деле и в этом тоже.