Как и у любого бренда с историей, у бренда Jaguar есть и особенные, только ему присущие характеристики, но и те, которые можно назвать стереотипными.
Бренд как символ успеха
Прежде всего, это относится к восприятию бренда и особенно того, как он выглядит. Вам может показаться странным, но внешний вид автомобиля с более чем столетней и даже почти столетней истории, имеет колоссальное значение для фанатов бренда. Тем более, если речь идет об эмблеме бренда, о том знаке, по которому безошибочно узнают автомобиль бренда.
Стилизованные крылья Aston Martin, внушительных размеров буква «B» у Bentley, конструктивистский ромб Renault, звезда Mercedes’a, авиационный винт BMW. И главный в этом списке Silver Ghost – воплощение королевских, несравненных и роскошных автомобилей Rolls Royce. Эмблема бренда Jaguar в этом списке занимает такое же место, как и Серебряный Призрак, они всегда были рядом, несмотря на то, что их покупатели принадлежали к разным слоям общества.
История о том, как самая большая кошка амазонских джунглей ягуар стал знаковым фирменным знаком бренда Jaguar, известна очень хорошо. Миниатюрная скульптура ягуара, преследующего добычу в прыжке, по образцу Silver Ghost, как и Серебряный Призрак несчетное число раз становилась предметом краж. В компании Rolls Royce проблему краж решили технологическим путем, а Jaguar Cars использовала для этого дизайнерские решения.
Leaper или Прыгун, из миниатюрной скульптуры превратился в силуэт и переместился на капот автомобилей Jaguar, а решетку радиатора стали украшать рычащим ягуаром Growler или Ворчуном.
Мозаика бренда
Кроме этого, на изменение форматов эмблем знаменитых марок автомобилей, повлияли меры, принимаемые на разных уровнях ради безопасности пешеходов. Такие как федеральный закон США о ремнях безопасности. Последовавшие за ним другие законодательные меры, повлияли как на форму, размер и контуры автомобильного кузова, так и на украшения капотов, бамперов, багажников и других частей автомобиля, могущих навредить пешеходам.
К началу XXI века безопасность автомобиля превратилась едва ли не в религию и любая миниатюрная фигура на капоте и/или в другом месте теперь считается угрозой безопасности пешеходов. Если же производителю автомобилей все же хочется сохранить привычные символы в виде миниатюрной скульптуры, то при столкновении они должны либо опуститься, либо согнуться.
Что еще важно, так это то, что в XXI веке бренд и отношение к нему складываются не только из узнаваемого символа, но и многих других вещей. Например, может ли автомобиль марки Rolls Royce или Jaguar быть семейным и если да, то он может быть таким исключительно для королевской семьи? Другим же семьям, даже тем, у кого достаточно денег купить Jaguar, придется покупать, несмотря на приверженность бренду, автомобиль другого производителя, например Toyota или Ford.
Очень долго и Jaguar, и Rolls Royce, и Aston Martin демонстрировали невероятную стойкость в отношении внедорожников (SUV), превратившихся из автомобилей преимущественно для мужчин и для заброшенных сельских дорог, в средство передвижения всей семьи. Не только из пригорода в центр города, на берег моря или в гости к родителям в соседнее графство, провинцию или штат. Но и матери семейства, а в последнее время и бабушки, которым надо закупить продукты, посетить химчистку, заскочить в парикмахерскую или к подруге, а главное – привезти и забрать детей в школу/из школы, отвезти в бассейн или на занятия фигурным катанием и так далее, и тому подобное.
Выяснилось, что производство автомобиля-легенды (Jaguar XJ) почему-то никак не влияет на продажи и, соответственно доходы производителя. Скрепив сердце и сжав зубы в компании JLR решили начать производство внедорожников Jaguar и как бы это ни казалось странным, новому поколению Jaguar F-Pace понравился. И что тоже совсем не странно, давнишние поклонники бренда были шокированы, возмущены, недоумевали, расстраивались, словом были недовольны переменами.
Осколки стереотипа
То, что случилось на презентации ребрендинга (19 ноября 2024 года), поклонниками Jaguar из тех, кого можно было бы назвать ветеранами, продемонстрировало разницу в видении будущего бренда. Судя по всему, давнишним фанатам Ягуар хотелось все оставить «как при бабушке» и это очень понятное и человеческое желание. Большинство из нас с трудом привыкает к переменам, тем более, когда речь идет о таком необычном автомобиле как Jaguar.
Резкое отторжение нового образа обожаемого бренда, говорит по крайней мере о двух вещах.
Первая. Команда, занимавшаяся ребрендингом Jaguar была так увлечена идеей создать новое для новых электрических Ягуаров, что напрочь забыла о том, что же символизирует бренд Jaguar. Ссылка на то, что сэр Уильям Лайонс во многом был первопроходцем, не сработала хотя бы потому, что в отличие от них Лайонс прекрасно чувствовал время.
Если бы это было не так, то кто-то другой, а не сэр Уильям придумал выпускать Jaguar XK120 и Jaguar E-Type. Кто-нибудь другой, но не он собрал гоночную команду, чьи успехи были не бесспорны, но история бренда без этой команды была бы другой. Наконец, если бы Уильям Лайонс не привлекал для работы талантливых сотрудников, то и в этом случае бренд Jaguar был бы другим.
Второе. Представляя новый образ электромобилей Jaguar, разработчики почему-то забыли о том, что новый Jaguar появится не ранее 2026 года. Они забыли и о том, что нашем быстро меняющемся мире это слишком долгий срок и перемены, которые могут случится не только будут неожиданными, но вполне возможно и неприятными.