Йоркшир, как утверждает Википедия, самое большое графство Англии. Живописные места облюбовали сначала римляне, затем норманны, в XIX веке бизнесмены. В графстве Йоркшир родился Ян Эпплъярд, бизнесмен и гонщик, триумфатор послевоенных Альпийский ралли и родственник Уильяма Лайонса.
Родословная
Родовые земли династии Йорков (Белая Роза), alma mater мировой текстильной и современной черной металлургии. В графстве Йоркшир легко преуспевали и разорялись. Графство по праву считают родиной знаменитой британской инженерной школы.
Шеффилдская сталь, тончайшие шерстяные ткани, высокотехнологичные прядильные станки, добыча угля, торговля шерстью и предметами роскоши, чуть-чуть туризма. Таким был Йорк в 1923 году, когда в семье Эпплъярдов родился второй сын Эрнст Ян Эпплъярд.
Будущий зять сэра Уильяма Лайонса появился на свет в преуспевающем йоркском семействе Эпплъярдов. Глава семьи Джон Эрнст Эпплъярд, пионер торговли автомобилями, любитель природы, горных лыж и всего, что так или иначе связано со спортом.
Мать семейства Мэри Эпплъярд в девичестве Нортон, не отставала от мужа в своей любви к спорту, особенно, горным лыжам.
Зимой Эпплъярды катались на лыжах в Швейцарии, лето проводили в Озерном крае и других живописных местах Англии.
Благополучием и процветанием семья Эпплъярд обязана бизнесу, основанному в 1919 году в самом большом и важном городе Йоркшира Лидсе. Джон Эпплъярд открыл свой первый гараж и механическую мастерскую на оживленной дороге и быстро преуспел.
Трудное детство
Быть сыном или дочерью харизматичных родителей трудно. Выдержать постоянное сравнение с блистательными родителями под силу не всем и в наши дни, и в начале XX века.
Джон Эпплъярд, начинавший свою карьеру учителем знаменитой профессиональной школы Лидса, основал собственное дело после Первой мировой войны. Образование инженера, навыки, полученные на службе в Королевском Летном Корпусе (Royal Flying Corps), сформировали личность Джона.
Как личность отца повлияла на сыновей семьи Эпплъярд? Достоверно неизвестно, но кое-какие предположения сделать можно.
Джеффри и Ян Эпплъярды, также как их отец, получили классическое образование: грамматическая школа и технический колледж. Это означало принадлежность к определенному сословию и помогало карьере.
Трудолюбие, отсутствие вредных привычек, лояльность обычаям, сложившимся в обществе, гарантировали обладателю названных добродетелей неплохую карьеру. Усердие сверх положенного и Old School Tie (старый школьный галстук) были залогом блестящей карьеры.
К несчастью, многообещающая карьера Джеффри Эпплъярда не состоялась. Джеффри погиб в 1943 году во время операции по вторжению союзников на Сицилию. Имя Джеффри Эпплъярда находится среди тысяч имен мемориала в Монте-Кассини.
Младшего брата Яна Эпплъярда сразу по окончании в 1943 году Бредфордского технического колледжа, направили на работу в Королевские инженерные войска. Юный инструктор Инженерных войск Ян Эпплъярд внес большой вклад в технологию производства танков Великобритании.
После войны
В 1946 году Ян Эпплъярд вернулся домой и занялся семейным бизнесом. Бизнес процветал. К тому времени, когда младший сын вернулся в Лидс, Appleyard Group Ltd. была дилером Morris, Jaguar и Daimler.
У нее была надежная репутация, компания процветала, но этого было недостаточно для Яна Эпплъярда. Молодому человеку хотелось острых ощущений и простора. Он хотел не продавать машины, а участвовать в гонках и ралли.
Типичный случай для сыновей, чьи отцы основали надежный бизнес, разбогатели и надеялись на то, что сыновья продолжат столь дорогой их сердцу бизнес.
В 1947 году Ян Эпплъярд позаимствовал в гараже фирмы, подержанный Jaguar 100, уговорил старинного школьного приятеля Питера Масгрейва составить ему компанию и отправился на Альпийское ралли.
Новичкам, обычно везет. Эпплъярд и Масгрейв заняли третье место в своем классе. Впечатления от первого ралли в Альпах, Ян Эпплъярд описывал эмоционально, используя превосходные степени. Головокружительное, волнующее, ошеломительное – таким было первое ралли Яна Эпплъярда.
Младший Эпплъярд и его новый помощник Дик Уотерхед снова участвовали в Альпийском ралли и добились хорошего результата. Альпийское ралли 1948 года оказалось труднее и сложнее для Яна Эпплъярда, но его азарта не охладило.
В феврале 2009 года Jaguar 100 Яна Эпплъярда продали на аукционе Bonhams за €216,500 или почти 16 миллионов рублей!
Верная жена
Когда и при каких обстоятельствах Ян Эпплъярд познакомился с Патрицией Лайонс, неизвестно. Известно, что в 1950 году они поженились и традиционный медовый месяц провели, участвуя в Альпийском ралли.
Белый Jaguar XK120 с регистрационным номером NUB120 под управлением Пат и Яна Эпплъярдов, трижды завоевывал Alpin Cups: в 1950, 1951 и 1952 годах и даже получил особый приз за приверженность ралли. Jaguar XK120 – шедевр классической эпохи автомобилестроения, любимый автомобиль послевоенного поколения, с его стремлением к скорости и счастью!
Ян Эпплъярд и Пат Лайонс участвовали в Dutch Tulip Rally в 1949 году и заняли второе место. Много и успешно гонялись на ралли Королевского автомобильного клуба в Уэлсе и Ирландии.
Выиграв в 1953 году свой пятый Альпийский кубок, Ян и Патриция Эпплъярд перестали регулярно участвовать в больших ралли и гонках. Последний гоночный Яна Эпплъярда успех состоялся в 1955 году в Сильверстоуне, где он обыграл Стирлинга Мосса.
После развода с Патрицией Лайонс, Ян Эпплъярд вернулся в семейный бизнес и расширил его.
В 1988 году вышел на пенсию, оставаясь доверенным лицом Jaguar Daimler Heritage Trust, Ян Эпплъярд помогал фонду сохранить легендарный Jaguar XK120 с регистрационным номером NUB120 в рабочем состоянии.
Ян Эпплъярд скончался 2 июня 1998 году в собственном доме в небольшом курортном городе Хэрроугейте на севере Йоркшира.
Прославленный Jaguar XK120 с регистрационным номером NUB120 можно увидеть в Автомобильном музее Ковентри или на праздниках в Гудвуде. Он все также красив и подвижен, как и в 1950 году.