Современный автомобиль Jaguar – это роскошь или средство передвижения? Чего больше в современном автомобиле и Ягуар не исключение, роскоши или практичности?
Первые автомобили и роскошь
Однозначного ответа на эти вопросы, особенно на первый, не было, нет и не будет. Многое зависит от личного или социального опыта. Привычки, выработанной несколькими поколениями, к владению автомобилей, тем как им пользовались и какую роль он сыграл в жизни нескольких поколений владельцев.
В зависимости от этого будет меняться взгляд на автомобиль, особенно если это Rolls Royce, Bentley или Jaguar. Для того, кто получил в наследство Jaguar XJ (X350), такой автомобиль может стать фамильной ценностью, пусть и не самой роскошной. Но для того, кто недавно купил этот замечательный представительский автомобиль, он будет сочетать в себе и роскошь, и средство передвижения.
Истории развития автомобиля свойственна эта двойственность, начиная с Motorwagen Карла Бенца и заканчивая Tesla Model S от Илона Маска.
Первый автомобиль с двухтактным бензиновым двигателем внутреннего сгорания (ДВС), тот самый Motorwagen совсем непохож на предмет роскоши.
Три колеса, напоминающие велосипедные, рычаг управления, маленький двигатель, отсутствие какого-либо кузова, простое сиденье для пассажира и того, кто ведет Motorwagen – и ничего больше. Если бы не отважный поступок жены Карла Бенца – Берты Бенц (урожденной Рингер) – поездка на Motorwagen к родителям, то возможно творение К. Бенца надолго осталось всего лишь забавой образованного и талантливого инженера-механика.
Шляпы, меха, пледы и ветер в лицо
Надо сказать, что за 10 лет, прошедших с 1886 года, внешний вид автомобиля, хотя и изменился, например, Renault 1898 года, выглядит уже чуть иначе, но кареты, которые он собирался заменить, все еще были куда роскошнее.
Четырехколесный автомобиль Карла Бенца Benz Velo, выпущенный в 1894 году, имел такой же спартанский вид, как и Motorwagen.
У кареты был кузов, защищавший пассажиров от непогоды, специальная угольная грелка, сохранявшая тепло в холодную погоду, под сиденьями, да и позади приличной кареты, было место для багажа. Словом, в карете вас встречал привычный комфорт, чего еще не было в автомобиле.
Автомобиль конца позапрошлого века всего этого не имел, если не считать чуть более удобных, чем у Motorwagen сидений и двигателя, который был закрыт, как у Renault.
Лучшее описание поездок на автомобиле начала XX века, есть у Агаты Кристи в ее «Автобиографии». Причем, владельцами автомобилей, описанных дамой Агатой, были люди состоятельные и уж точно не стесненные в средствах.
Другим источником наслаждения у Ралстон Патриков был принадлежавший им автомобиль. Не могу передать то чувство волнения, которое он вызывал в 1909 году. Сокровище и предмет любви Робина своими капризами и неполадками только еще больше усиливал страсть хозяина. Помню нашу экскурсию в Бэнбери. Мы снаряжались в эту поездку, по меньшей мере, так, как если бы отправлялись в экспедицию на Северный полюс. Большие меховые одеяла, обмотанные вокруг головы теплые шарфы, корзинки с провизией и так далее.
Отопление и охлаждение
Первые отопительные приборы в автомобиле появились только после окончания Первой мировой война, а от духоты и жары пассажиры и тот, кто был за рулем, страдали дольше – до середины прошлого века. Все это было свойственного не только довольно простым автомобилям, таким как американский Ford Model T или британский Austin Seven, но и большим, дорогим автомобилям, посмотрите, например, на Rolls Royce Silver Ghost 1909 года.
Едва ли не единственным надежным средством спасения от жары был т. н. «мягкий кузов», представляющий собой тент, натянутый над пассажирскими местами и водительским сиденьем. Правда, после поездки на таком автомобиле «с ветерком» обычно нужно было тщательно мыть руки и умываться, чтобы смыть пыль и даже грязь, но ветерок все же был предпочтительнее.
И это, не считая сохранения открытого водительского места в некоторых моделях Rolls Royce и того, что даже жесткий кузов не был спасением от жары, духоты и холода. Несмотря не плафоны из хрусталя, салон, отделанный красным деревом и дорогой мебельной тканью, путешествие на таком предмете роскоши, могло оказаться большим испытанием. Конечно, вдовствующей графине Грэнтем, было проще выходить из Sunbeam модели 20/60 hp, но это было едва ли не единственное преимущество любого роскошного автомобиля.
Когда после Второй мировой войны, мир окончательно пришел в себя и с началом свингующих 60-х прошлого века, решил ни в чем себе не отказывать, стали, наконец, появляться автомобили, сочетающие современный комфорт и удобство управления. В автомобилях появились кондиционеры, надежные системы отопления, автоматическая коробка передач и многое другое.
Надо отдать должное новым представительским моделям Jaguar – теперь в них всегда сочетались комфорт и великолепная управляемость.
Станет ли новый четырехдверный Jaguar GT воплощением стиля New Luxury? Увидим в будущем году, а пока продолжим вспоминать о том, какими еще были автомобили в прошлом веке.