История взаимоотношений американской компании Ford Motor Co. и британского бренда Jaguar драматична и поучительна. Почему Jaguar так и не стал частью компании Ford и не превратился в массовый автомобиль? Есть разные варианты ответа.
Непомерные затраты на технологическую реконструкцию заводов в Великобритании, плохая конъюнктура авторынка накануне Миллениума, ошибочные стратегия и тактика Форда. Выбор большой и поклонники бренда Jaguar как правило склоняются к тому, что им больше по нраву, что греет их душу.
Характер и бизнес
Истории создания и развития Ford Motor и Jaguar Cars настолько разные и так отличаются друг от друга, что даже они могут быть одной из причин несостоявшегося романа между ними.
Единственное общее, что есть у них – это характеры отцов-основателей. Харизматичные, упрямые, но при этом дальновидные, рачительные/расчетливые и порой скуповатые, Генри Форд и Уильям Лайонс в этом были очень похожи друг на друга. Но было у них и серьезное различие, касавшееся целей их бизнеса.
Мистер Генри Форд и сэр Уильям Лайонс производили автомобили для разных потребителей и ставили перед собой разные цели. Генри Форд производил автомобили для среднего класса и несмотря на то, что в 1922 году Ford Motor решил выпускать еще и роскошные автомобили и даже купил для этого Lincoln Motor Company, все же основное производство компании Форд было массовым.
Уильям Лайонс, об этом можно судить с большой вероятностью, никогда не собирался заниматься массовым производством автомобилей. Хотя своим преуспеванием Лайонс и его первая компания Swallow Side Cars обязана первому крупносерийному британскому автомобилю Austin Seven. Благодаря внушительному заказу на разработку кузова для Остинов, компания Лайонса и Уолмсли приобрела необходимый опыт и что еще важнее столь же необходимые финансы для начала выпуска автомобилей собственной разработки.
Первым по-настоящему серийным автомобилем, стал Jaguar SS100 – оригинальный дизайн, конвейерная сборка и кое-какие собственные технологические и технические элементы. SS100 создавали для верхушки среднего класса, иногда и внезапно вспоминавшей о разумной экономии предков и потому желавший иметь автомобиль «как у королевы», но по сходной цене. Для таких покупателей и были предназначены автомобили Лайонса и доказательством тому служит модельный ряд. Компания Jaguar Cars выпускала шикарные представительские седаны и спорткары, например, Jaguar Mark 2 и Jaguar XK 120, Jaguar XJ и Jaguar E-Type.
Кроме этих автомобилей, были гоночные Jaguar С-Type и D-Type, добивавшиеся побед на самых знаменитых гонках 50-х и 60-х годов прошлого века. Эти же автомобили были живой, движущейся рекламой бренда, равно как и гоночная команда Jaguar, проблемам которой Уильям Лайонс порой уделял больше внимания чем серийному производству.
Интересы Генри Форда разительно отличались от интересов Уильяма Лайонса.
Уильям Лайонс и Ее Величество
Очень важно отметить и безмерное тщеславие Уильяма Лайонса. Ему ничего не стоило в ответ на жалобу клиента, сетующего на греющийся и оставлявший на руках отметины, резиновый рычаг коробки передач, что: «Джентльмены ездят за рулем в перчатках».
В 1956 году состоялся визит Елизаветы II и герцога Эдинбургского на завод Jaguar Cars в Ковентри и в том же году Уильям Лайонс был посвящен в рыцари за его заслуги в развитии британской промышленности.
Получив этот титул и став не просто Уильямом Лайонсом, а сэром Уильямом Лайонсом, он изменил свое отношение к окружавшим его коллегам. Йо Эрдманс, глава американской дочерней компании Jaguar Cars Inc. вспоминал о том, как это выглядело.
Когда он сэром Уильямом Лайонсом все изменилось. До того он всегда устраивал у себя дома рождественский ужин, на который приглашал главных менеджеров компании. Когда же он стал сэром, он перестал приглашать к себе на обед или выпивку даже Хейнс и Уиттакера. Будучи старым другом семьи Лайонс, я оставался, пожалуй, единственным из компании, кто продолжал бывать на ужинах в их доме. Это очень огорчало других менеджеров.
Столь тщеславный человека, а сэр Уильям определенном им был, вряд ли мог желать работать для массового потребителя, подстраиваясь под вкусы и требования последнего. Он предпочитал, чтобы его клиентами были Ее Королевское Величество Елизавета II, ее муж герцог Эдинбургский, их сын принц Уэльский, но никак не владелец бакалейного магазина. Ну если, конечно, это не шикарный бакалейный магазин Fortnum & Manson на Пикадилли в Лондоне.
Окружающий мир и бизнесмены
Наконец, на то, как ведется бизнес, выбирается его сфера и кого хочется видеть потенциальным клиентом, влияет не только характер или полученное образование. В конце концов ни Лайонс, ни Форд не получили систематического классического образования в университетах Лиги Плюща или Кембриджа. Но каждый из них получил свой характер и представления о жизни из той среды, из которой он происходил.
Сын фермера Генри Форд из штата Мичиган и сын владельца музыкального магазина в английском Блэкпуле Уильям Лайонс, росли и воспитывались не только в разных странах, но и в разной социальной среде. Их объединяли дальновидность, чутье, умение рискнуть. Они обладали уникальной способностью собрать вокруг себя талантливых менеджеров и инженеров, превосходивших их в знании технологий, бывших гениальными дизайнерами. Но в то же время, среда, в которой жили и работали их автомобильные заводы, очень сильно отличались друг от друга.
И отличия эти не исчезли несмотря на то, что автомобили Jaguar очень хорошо знали и любили в Америке и на то, что именно США были основным рынком сбыта компании Лайонса. Ягуары в Америке были яркой и дорогой игрушкой тех же самых клиентов, что и в Великобритании – верхушки среднего класса и преуспевающих бизнесменов.
Вероятно, именно это не учла компания Ford Motor Co., сделавшая ставку на покупку бренда Jaguar и желая расширить аудиторию потенциальных покупателей до среднего класса в целом. У бренда Jaguar, как и у его отца основателя оказался своеобразный и даже своенравный характер.