Какой автомобиль мы вспоминаем, когда слышим: Oh! It’s a Jaguar! С большой вероятностью это будут внушительный Jaguar XJ (X300), экстравагантный Jaguar E-Type или, например, самый обсуждаемый современный Jaguar F-PACE. Но есть один автомобиль, без которого бренд Jaguar вряд ли бы состоялся.
На заре автомобилизации
В начале 20-х годов прошлого века их еще называют roaring twenties, в Великобритании начинается новый этап автомобилизации – автомобиль становится средством передвижения. Не роскошной заменой кареты или любого другого вида конных экипажей, а именно средством передвижения. Появляется все больше тех, кто хотел бы купить автомобиль, даже со скромными техническими характеристиками.
Раньше всех эту потребность уловил Герберт Остин, выпустивший в 1922 году модель Austin Seven. И если поначалу успех был скромным, то после некоторых усовершенствований (замена магнето электрическим стартером), Austin Seven шаг за шагом вытеснил на британском рынке конкурентов. Он стал образцовым и желанным автомобилем для среднего класса подданных Британской империи. У него было два прозвища, подчеркивавших огромную популярность Austin Seven: Малыш Остин (Baby Austin) или Любимчик (Chummy).
Успех Austin Seven в чем-то напоминает успех другого автомобиля – Жестяной Лиззи (Tin Lizzie) или модели Ford T. С той разницей, что Герберт Остин, в отличие от Генри Форда, не стал основателем внушительного производства и пионером технологической революции производства автомобилей. Он довольствовался тем, что запатентовал изрядное количество инноваций на свое имя, что обеспечило Герберту Остину солидный доход и безбедное существование.
Рождение бренда
Как бизнесмен, Уильям Лайонс обладал потрясающим чутьем на то, что может принести деньги, прибавьте к этому его умение рискнуть и получите идеальный образ предпринимателя. Именно такое сочетание качеств, а ими в полной мере обладали и Герберт Остин, и Генри Форд, позволяет создать знаменитый и долговечный бренд.
Скорее всего, желание производить модный и доходный автомобиль, появилось у Лайонса еще до того, как Austin Seven начал вытеснять с рынка мотоколяски, производством которых с успехом занималась Swallow Sidecar Company. Но времена изменились и в 1927 году нужно было приниматься за что-то новое, например, производство автомобилей. Для Лайонса это было очевидно, но очевидно для него было и другое: нужны были ресурсы и значительные.
Трезво оценивая свои возможности, как финансовые, так и технологические, будущий сэр Уильям Лайонс, понимал, что надо выпускать не только мотоциклетные коляски.
«На самом деле мы не зарабатывали серьезных денег на мотоциклетных колясках, хотя их производство постоянно росло. Было понятно, что нам необходимо выпускать что-то еще. Так родилась идея производства кузовов для автомобилей для автомобильного шасси Austin Seven. Я был под впечатлением этой модели, купив подержанную машину за 80 фунтов стерлингов. Довольно быстро мы стали выпускать автомобили Austin Swallow приличным тиражом. Мы могли бы делать их значительно больше, если бы лорд Остин мог снабжать нас достаточным количеством шасси».
Лучшим способом начать производство автомобиля, мог бы стать заказ на изготовление кузова популярного автомобиля. Таким заказом и стал заказ на 500 кузовов от известных лондонских продавцов автомобилей Герберта (Берти) Хенли и его компаньона Фрэнка Хафа.
Получив одобрение Герберта Остина, владельца прав на дизайн кузова Austin Seven, Лайонс начал работу над организацией производства автомобиля Austin Swallow по заказу Хенли и Хафа.
Эпоха перемен
Рискованной затее Уильяма Лайонса сопутствовал успех, но ему предшествовало несколько важных перемен.
Во-первых, переезд в Ковентри, бывшего в середине-конце двадцатых годов XX века, одним из важных промышленных центров Великобритании. Это давало возможность арендовать довольное большое здание для производства и быстро находить квалифицированные кадры для производства и общаться с теми, кто уже давно начал производить автомобили.
Во-вторых, У. Лайонсу, посчастливилось нанять и уговорить переехать в Ковентри, одного из лучших дизайнеров Британской империи того времени – Сирила Холланда. Кроме уникальной способности разбирать невнятные картинки Лайонса, Сирил Холланд обладал столь же уникальными способностями к технологическому воплощению дизайна.
В-третьих, на редкость удачное время для выхода на рынок нескольких моделей, например, двухместный Austin Swallow с мягкой складной крышей, позволивших Лайонсу и Уолмсли быстро получить неплохую прибыль.
Через несколько лет в 1931 году, получив бесценный опыт взаимодействия с теми, кто выше его по положению – Герберт Остин, богаче и влиятельнее – Герберт Хенли и Фрэнк Хаф, кроме того с тем, кто обладают таким же сильным характером, как и он сам – Сирил Холланд, будущий сэр Уильям Лайонс, начнет производство.
Пройдет чуть меньше 15 лет и в 1945 году появится бренд, который мы знаем и любим – бренд Jaguar