Операции по спасению, равно как страстное желание заполучить то, что давно и страстно желаешь, иной раз приводят к неожиданному для спасателей и жаждущих результату.
Ford бросает спасательный круг
Нечто подобное случилось и с компанией Ford Motor, деятельно и старательно добивавшейся стать владельцем бренда Jaguar. Получил в 1990 году право быть владельцем самого яркого бренда автомобильной Британии, компании Форд пришлось узнать, что исполнение желаний дело дорогое и хлопотное.
Выяснилось, что технологическое состояние заводов Jaguar, как и качество выпускаемых автомобилей, оставляет желать лучшего и потребуется много денег, времени и усилий, чтобы это изменить. Так как мы все, и топ-менеджеры не являются исключением, получив вместо желаемого действительное, не выбираем выражений для случившегося, то и реакция на наши слова тоже может быть неожиданной.
Фанаты бренда Jaguar, узнав о сравнении завода в Браунс-Лейн с Горьковским автозаводом в СССР, возмутились и запомнили это надолго. Что и говорить, не самое удачное начало для того, кто долго хотел заполучить в свой портфель бренд, а, наконец, получив желаемое, попал в сложное положение.
Эмоциональные выражения Билла Хайдена председателя правления Ford of Europe, обладавшего ярким темпераментом, повлияли на отношение британцев к тому, что любимый и обожаемый автомобильный бренд, подвергся такому унижению.
За словами последовали дела – отказ от продолжения работы над проектом XJ41, спортивным купе F-Type и проектом XJ82, который должен был заменить Jaguar XJ40. Приоритетами стали повышение качества, технологическое переоснащение производства, внедрение фордовских стандартов управления.
Накануне Миллениума
К 2000 году старо ясно, стало ясно, что дела не так уж и плохи и старания Ford сделать бренд Jaguar современным и конкурентоспособным не пропали даром: качество сборки автомобилей изменилось принципиально, появились новые модели.
В сегменте люкс появился Jaguar XJ (X300), настоящий образец британского стиля: роскошь без вычурности, элегантность, комфорт и великолепная управляемость. Репутацию производителя лучших британских спорткаров поддержал Jaguar XK(X100) – с одной стороны напомнивший о самом красивом автомобиле классической эпохи Jaguar E-Type, а, с другой – совершенно непохожий на него своей брутальностью и величественностью.
Появился и концепт-кар – Jaguar XK 180, впервые демонстрировавшийся на автосалоне в Париже в 1998 году и благосклонно встреченный журналистами, экспертами и фанатами бренда.
И, наконец, в том же 1998 году, но уже на мотор-шоу в Лондоне, появляется Jaguar S-Type (X200) – представительский седан бизнес-класса на новой платформе от Ford: DEW98. Решетка радиатора напоминала о другом S-Type, выпущенном в 1963 году в годы триумфа компании Jaguar Cars. Стилизация оказалась удачной, новый Jaguar S-Type, производившийся в Castle Bromwich, приняли более чем благосклонно, и поклонники марки почти сменили гнев на милость в отношении чужака – Ford Motor Co.
Казалось, что перемирие, заключенное накануне Миллениума, станет прочным и в новом тысячелетии будет заключен прочный мир между самой эффективной компанией мирового автопрома и самыми горячими фанатами автомобильного бренда.
Амбициозный проект компании Ford
Наверное, так и случилось бы, если бы Ford Motor не представил в 2001 году новый компактный представительский седан – Jaguar X-Type. Работая над этой моделью, компания Форд поставила амбициозную цель – производить 100 тыс. автомобилей Jaguar X-Type в год. До этого ни один автомобиль Ягуар никогда не выпускали в таком количестве. Jaguar всегда был машиной для верхушки среднего класса и для амбиций Лайонса этого было достаточно. Сэр Уильям никогда не хотел выпускать массовый автомобиль и решение Ford не слишком понравилось фанатам и тем, кто раньше был покупателем автомобилей Jaguar.
Если прибавить к этому некоторые технические решения, оказавшиеся не самыми удачными для проекта X400, то ничего удивительного в том, что самый продаваемый автомобиль Jaguar оказался и самым обсуждаемым.
А началось все с выбора платформы для Jaguar X-Type и выбор этот был технологически обоснован, но то, как он был представлен заинтересованной аудитории оказался провальным.
Выбранная для X400 платформа CD132 позволяла реализовать главную особенность и самую привлекательную черту автомобилей Jaguar – идеальную управляемость. Несмотря на то, что CD132 была частью платформенной системы Ford Control Blade, именно она лучше всего подходила для проекта X400 (Jaguar X-Type).
Это был в высшей степени разумный подход в особенности с финансовой точки зрения. Разработка новой конкурентоспособной платформы для среднеразмерного представительского автомобиля не имела смысла ни с экономический, ни с технологической точек зрения. Да и простой здравый смысл подсказывал, что соревнование на этой площадке с тогдашним BMW 3-й серии пустая трата сил.
Иррациональный страх
Если бы не иррациональный страх топ-менеджмента Jaguar, не желавшего даже упоминать о том, что платформа CD132 является основной для Ford Mondeo, то история с выбором платформы вряд ли бы попала на первые страницы британской прессы.
Но страстное желание руководителей Jaguar преуменьшить связь X-Type с Mondeo, доказать, что индивидуальность бренда сохранилась полностью, дала обратный результат. Британские журналисты, исполнившись решимости доказать обратное почти добились своего и перемирие Миллениума было расторгнуто. Jaguar X-Type по мнению не такого уж малого числа почитателей бренда, превратился в банальный американский автомобиль.
Увы, на этом дело не закончилось и все девять лет, в течение которых выпускался Jaguar X-Type поводов для обсуждения и осуждения Ford Motor Co. и самого автомобиля было много.
Но об этом в другой раз!