Мало кто из нас не начинал La Vita Nuova (новую жизнь) с понедельника или с воскресенья. Кому-то это удалось, но кому-то приходилось выбирать очередной день, чтобы начать «новую жизнь».
Когда начнется новая жизнь XJ?
Что-то подобное происходит сейчас и Jaguar XJ – харизматичной и успешной флагманской моделью бренда, неожиданным образом снятой с производства в 2019 году. Это было потрясением основ, потому что Jaguar XJ был флагманским автомобилем с идеальной историей успеха и даже проблемы с качеством сборки не смогли повлиять на нее. Объяснения топ-менеджмента о причинах такого решения были выслушаны с недоверием, и поклонники уже готовы были к полному исчезновению главного конкурента представительских автомобилей Mercedes, BMW и Lincoln.
И хотя отчаяние обожателей Jaguar XJ попытался смягчить новый CEO компании JLR
Тьерри Боллоре, заверивший, что этот шаг нужен для того, чтобы приступить к разработке и производство абсолютно новой модели XJ, сомнения все же оставались.
Некоторый оптимизм появился после того, как в феврале 2021 года было опубликовано заявление о новой стратегии компании Jaguar Land Rove под названием REIMAGINE. В этом документе, скорее похожим на декларацию о намерениях, чем на программу или план преобразований, выделяются два пункта.
Первый из них – это переход на производство только электромобилей, тогда как автомобили с ДВС и гибридными двигателями должны были остаться в прошлом. Было заявлено, что уже в 2025 году появятся новые модели, как Ягуаров, так и Land Rover, и Range Rover, но подробностей не было.
Второй – намерение пересмотреть подход к пониманию роскоши, как того требуют современные покупатели. Что, по сути, означает переход в другую нишу, где первые места занимают другие бренды, но похоже, что бренды Jaguar, Land Rover и Range Rover должны стать успешными конкурентами.
Переосмысление, как очередное спасение
Но едва ли не самой важной частью стратегии REIMAGINE, стал раздел Качество и эффективность (Quality and Efficiency) и в этом слышится отголосок давней, хотя и решенной проблемы качества сборки Ягуаров. Проблемы, о которой так много писали и говорили в 70-е и 80-е годы прошлого века. Для бренда Jaguar эти времена были катастрофой, а сам бренд оказался на грани исчезновения, как и большинство других британских автомобильных брендов, попавших под управление печально известной British Leyland.
История спасения бренда, то, как сэру Джону Игану удалось выцарапать Jaguar Cars из объятий государственной компании и вернуть ей юридическую самостоятельность, хорошо известна. Равно как и последовавшая через некоторое время продажа Jaguar Cars американской компании Ford Motor Co., (FoMoCo), давно утвердившейся в Британии. Большинство фанатов Jaguar так и не простили Биллу Хайдену сравнения конвейера завода Ягуар в Ковентри с конвейером Горьковского автозавода в СССР.
Сейчас, когда переход к производству электромобилей находится в стадии завершения, на авансцену, причем это касается не только бренда Jaguar, но в равной степени BMW AG, как главного конкурента, качество превращается в главную заботу производителей. Несмотря на то, что количество деталей в электромобиле меньше, есть другие проблемы, которые приходится решать.
Химический состав аккумуляторов и их долговечность, следующая за этим проблема утилизации отработанных аккумуляторов.
Электрическая трансмиссия, хотя и считается более подходящей для автомобилей класса люкс, но ее сопряжение с другими механизмами требует внимания.
Почти бесшумная работа электрического двигателя благо для большого города, но в одно и тоже время проблема для тех, кто плохо видит или слышит, что означает необходимость разработки устройств, предупреждающих о приближении электромобиля к переходу, въезду во двор etc.
Весь этот конвейер из проблем, обязательно коснется и нового Jaguar XJ с электродвигателем. Кроме технических и технологических проблем, с которыми благодаря стараниям Ford, научились справляться, есть и маркетинговые проблемы.
Риск – оружие смелых
Переход в новую нишу, где давно и основательно обосновалась Bently Motors – даже более серьезная проблема, чем гигантские инвестиции для REIMAGINE. Да, в каком-то смысле представительский Jaguar XJ хочет вернуться на место, которое он занимал в прошлом веке, но автомобили Bently вряд ли уступят свое место из одного почтения к другому бренду. Путь это и будет сам Jaguar.
Что же дальше? Какое будущее ждет новый представительский Jaguar XJ? Об этом пока судить рано, но работа над ним идет и издание CARBUZZZ уже опубликовала фотографии с испытаний нового XJ.
Это же издание опубликовало и несколько эскизов, возможно, созданных не без помощи AI, того, как как может выглядеть новый Jaguar XJ с электродвигателем.
Ждать занятие сложное и нудное, но в ситуации с Jaguar XJ ничего другого всем тем, кто переживает за судьбу флагмана бренда, не остается. Ожидание может скрасить предвкушение. Предвкушение того, каким будет представление нового представительского Ягуара, совпадут ли чаяния с тем, что нам покажут. Наконец, радость, которая появляется в момент появления шедевра, а новый Jaguar XJ наверняка будем им.
Риск, на который пошла Tata Motors, достоит всяческой похвалы и пожеланий успеха в преобразованиях компании и переосмысления брендов.