Jaguar XJ (X300) – полноразмерный седан представительский класса нового поколения, создан на базе предыдущей модели Jaguar XJ40.
Содержание:
История Jaguar XJ (X300)
Новый седан класса люкс Jaguar XJ (проект X300) стал первым автомобилем, разработанным и запущенным в производство после того, как владельцем бренда стала компания Ford Motor Co.
Впервые появился на автосалоне в Париже в октябре 1994 года и удостоился благоприятных отзывов автомобильных экспертов, несмотря на то что некоторые из них критически оценивали заявленную компанией Ford новизну XJ (X300).
Jaguar – решение проблем
Основной проблемой нового представительского седана от Jaguar было качество. Несмотря на прекрасные технические характеристики Jaguar XJ40, ставшего основой для XJ(X300), качество сборки Jaguar XJ40 было низким.
В конце 80-х годов прошлого века репутация автомобилей Jaguar, как лучших в представительском классе, находилась на низком уровне и продолжала ухудшаться. Новому владельцу компании Ford Motor предстояло решать не только технические и технологические проблемы, но и репутационные.
Технологические проблемы должны были решить инвестиции в новое оборудование и технологии сборки, а репутационные проблемы – новая модель представительского автомобиля марки Jaguar.
Компания Форд потратила на достижение этих целей £200 млн., из них £110 млн на решение технических проблем заводов в Castle Bromwich и Browns Lane. В разработку нового автомобиля с 1991 по 1994 гг., компания Ford Motor инвестировала £90 млн.
В компании Ford Motor надеялись, что инвестиции в новые технологии, замена устаревшего оборудования, реконструкция сборочного конвейера и роскошный дизайн салона XJ (X300), помогут решить проблемы новой модели Jaguar.
Новая жизнь Jaguar XJ (X300)
Хотя новая модель разрабатывалась на базе Jaguar XJ40, многое из того, что использовалось в работе над проектом X300 делалось впервые.
Впервые для разработки дизайна кузова автомобиля Jaguar использовалась система автоматизированного проектирования CAD (САПР), а для изготовления кузова Jaguar XJ (X300) впервые использовалась роботизированная линия сварки.
При этом, в новой модели сохранились характерный для Ягуаров дизайн кузова, независимая задняя подвеска и двигатели Jaguar V12 и AJ16. Но в целом это был уже другой автомобиль, особенно в том, что касалось качества сборки и технических решений конструкции.
Новые устройства и агрегаты
Новый представительский Jaguar XJ (X300) получил несколько новых устройств, некоторые из которых в следующей модели уже стали обычными.
- Двигатели V12 и AJ16 Supercharged
- Общая система управления двигателем – General Engine Management System(GEMS)
- Блок зажигания без распределения (DIS) компании Nippon Denso
- Литой коленчатый вал для двигателя Jaguar V12
- Крышки клапанов из магниевого сплава
- Облегченные поршни двигателя
- Система климат-контроль опционально
- Бортовая диагностическая система (On-Board-Diagnostics System) опционально
- Подушки безопасности SRS на передних сиденьях опционально
Модельный ряд XJ (X300)
Jaguar XJ (X300)
Базовая модель линейки с кузовом на короткой колесной базе, оснащалась двигателями Jaguar AJ16 – рядной шестеркой, объемом 3,2 и 4,0 литра и двигателем Jaguar V12 объемом 6,0 литров.
Подчеркнуто консервативный кузов с плавно снижающейся линией багажника, длинный и низкий. Отличительная черта базовой модели, по которой ее безошибочно узнают сочетание тщательной хромированной окантовки окон и черных стоек. Центральный замок и дистанционное управление замками багажника и бензобака, омыватель лобового стекла и передних фар. Аудиосистема, бортовой компьютер, электрорегулировка водительского сиденья, деревянная отделка приборной панели.
Jaguar Sovereign (X300)
На Sovereign, как и на XJ (X300) устанавливалась рядная шестерка AJ16 с объемом 3,2 и 4,0 литра.
Улучшенная комплектация: кожаные сиденья с электроприводом, регулируемое водительское место, круиз-контроль, климат контроль и набор инструментов под капотом. Алюминиевые колеса, кондиционер от Nippondenso, электрорегулировка водительского и переднего пассажирского места с памятью на три позиции. Электропривод рулевой колонки, обогрев зеркал, омыватель передних фар.
Отличительная черта – хромированные стойки в дополнение к хромированным стеклам базовой модели.
Jaguar XJ Sport (X300)
Разработана для молодых покупателей. XJ Sport – модель с более жесткой подвеской, широкими 8-дюймовыми колесами, модифицированными сиденьями, более жесткой подвеской.
Выпускалась как с длинной (LWB), так и с короткой (SWB) колесной базой. Отмечалась эмблемой «Sport», закрепленной на средней стойке. Отмечалась эмблемой «Sport», закрепленной на средних стойках и на задней панели кузова.
Jaguar Executive (X300)
Как и модель XJ Sport была нацелена на молодых покупателей, но со стандартной подвеской. Предлагался на рынке Европы с середины 1996 года и рассматривался как завершающая версия базовой модели проекта X300.
Оснащался двигателем Jaguar AJ16, механической коробкой передач, кожаная отделка салона, руль мог быть кожаным или из дерева, широкие колеса и кондиционер.
Jaguar XJR (X306)
Внешне отличалась от других моделей проекта X300.
Спортивная модель с двигателем AJ16 Supercharge мощностью 326 л.с. и с механическим нагнетателем Eaton M90. Подвеска спортивная, большие 17-дюймовые колеса, механическая трансмиссия Getrag или автоматическая GM 4L80.
Рулевое управление ZF Servotronic с гидроусилителем руля, покрышки Pirelli 225/45 ZR17, подушки безопасности, ABS.
Jaguar XJ12 (X305)
Модель с двигателем Jaguar V12 объемом 6,0 литров, что подтверждали эмблемы V12 на центральной стойке и задней панели кузова.
Первый Jaguar оснащенный системой On-Board-Diagnostics System (OBD) – система бортовой диагностики. Автоматическая трансмиссия с электронным управлением GM 4L80 и более жесткая, чем в стандартной комплектации подвеска.
Первые Jaguar X305 выпускались на короткой базе, а начиная с середины 1995 года появились автомобили на длинной базе (LWB).
Jaguar Vanden Plas (X300)
Под этой маркой в США поставлялись и продавались автомобили Jaguar Daimler. Высококлассная отделка салона, традиционные для автомобилей Daimler рифленая окантовка радиатора и крышки багажника.
Jaguar XJ6 (X330)
В середине 1995 года Jaguar представил еще одну новинку модельного ряда – модель XJ (X330). Модель X330 выпускалась на удлиненной колесной базе и кузовом, увеличенным в длину на 150 мм.
Компоновка салона – четырех и пятиместная с поднятой на 25 мм консолью над задними регулируемыми сиденьями.
Данный тип кузова был доступен для всех моделей XJ (X300) в соответствующей комплектации, за исключением моделей XJR (X306) и XJ6 (X300) Sport.
Оснащался двигателями Jaguar AJ16 и Jaguar V12 и автоматической коробкой передач ZF 4HP-24.
Несмотря на то, что из-за увеличения размеров внешний вид модели X330 казался не таким пропорциональным, как у базовых моделей X300, она пользовалась успехом. Особенно у клиентов, предпочитавших не садиться за руль самим.
Переход к новой модели
Автомобиль выпускался с двумя типами кузовов на длинной и короткой колесной базой и в различной комплектации. Модель Jaguar XJ (X300) и ее модификации выпускались с 1994 по 1997 годы.
Производство завершилось в августе 1997 года, в связи с разработкой новой модели представительского седана, названного «Проект X308». Всего с 1994 по 1997 годы было выпущено 86909 автомобилей Jaguar XJ (X300) в разных модификациях.
Данные о количестве произведенных автомобилей по каждой модели.
- Jaguar XJ6 (X300):
- 1993: 3.2 – 2, 4.0 – 1;
- 1994: 3.2 – 1403, 4.0 – 253;
- 1995: 3.2 – 6313, 4.0 – 909;
- 1996: 3.2 – 6463, 4.0 – 818;
- 1997: 3.2 – 3165, 4.0 – 403;
- Jaguar XJ (X300) LWB:
- 1995: 3.2 – 182, 4.0 – 48;
- 1996: 3.2 – 379, 4.0 – 109;
- 1997: 3.2 – 186, 4.0 – 46;
- Jaguar XJ6 Sovereign (X300):
- 1993: 4.0 – 6;
- 1994: 3.2 – 442, 4.0 – 5751, 4.0 LWB -1;
- 1995: 3.2 – 1051, 3.2 LWB – 88, 4.0 – 13452, 4.0 LWB – 264;
- 1996: 3.2 – 644, 3.2 LWB – 170, 4.0 – 5927, 4.0 LWB – 3804;
- 1997: 3.2 – 240, 3.2 LWB – 47, 4.0 – 3264, 4.0 LWB – 904;
- Jaguar XJ6 Sport (X300):
- 1994: 3.2 – 936, 4.0 – 449;
- 1995: 3.2 – 3163, 4.0 – 910;
- 1996: 3.2 – 2116, 4.0 – 964;
- 1997: 3.2 – 1050, 4.0 – 211;
- Jaguar XJ6 Vanden Plas (X300):
- 1993: 4.0 – 3;
- 1994: 4.0 – 2023, 4.0 LWB – 1;
- 1995: 4.0 – 1805, 4.0 LWB – 2400;
- 1996: 4.0 LWB – 4424;
- 1997: 4.0 LWB – 1164;
- Jaguar XJR (X306):
- 1994: 4.0 – 1340;
- 1995: 4.0 – 2741;
- 1996: 4.0 – 2148;
- 1997: 4.0 – 318;
- Jaguar XJ12 (X305):
- 1993: 6.0 – 1;
- 1994: 6.0 – 483, 6.0 LWB – 1;
- 1995: 6.0 – 80, 6.0 LWB – 338;
- 1996: 6.0 LWB – 961;
- Jaguar XJ12 (X330):
- 1993: 6.0 – 1;
- 1994: 6.0 – 393, 6.0 LWB – 2;
- 1995: 6.0 – 206, 6.0 LWB – 30;
- 1996: 6.0 – 62, 6.0 LWB – 19;
- 1997: 6.0 – 11, 6.0 LWB – 5;
Характеристики Jaguar XJ (X300)
Двигатель: AJ16 с алюминиевой головкой:
- Общее для всех моделей XJ6 (X300) стальная выхлопная система с катализатором
- DOHC 3.2 литра (3239 c.c., 211 л.с., 155 кВт), диаметр цилиндра и ход поршня 91х83 мм, компрессия 10,1:1, камера сгорания с алюминиевой крышей, зажигание Nippondenso.
- DOHC 4.0 литра (3980 c.c., 241 л.с., 177 кВт), диаметр цилиндра и ход поршня 91х102 мм, компрессия 10,1:1, камера сгорания с алюминиевой крышей, зажигание Denso.
- DOHC 4.0 литра Supercharge, (3980 c.c., 326 л.с., 240 кВт), нагнетатель Eaton M90, диаметр цилиндра и ход поршня 91х102 мм, компрессия 8,5:1, камера сгорания с алюминиевой крышей, зажигание Nippondenso.
Двигатель: V12 с алюминиевым блоком и катализатором
- 3.2 литра (3239 c.c., 211 л.с., 155 кВт), диаметр цилиндра и ход поршня 91х83 мм, компрессия 10,1:1, камера сгорания с алюминиевой крышей, зажигание Nippondenso.
Кузов: несущий четырехдверный сварной типа монокок с зонами программируемой деформации.
Коробка передач: Пятиступенчатая механическая Getrag 290. Четырехступенчатые автоматические ZF-4HР-22, ZF-4HР-24 и GM 4L80-E (XJR, XJ12, Daimler Double Six)
Подвеска: Обе (передняя и задняя) подвески независимые, с продольными и поперечными рычагами, со стабилизаторами.
Управление: Реечное, с гидроусилителем ZF Servotronic с электроприводом и без него. Четырехспицевое рулевое колесо. Подушки безопасности SRS для водителя и сидящего рядом пассажира (опционально)
Тормоза: Дисковые вентилируемые тормоза с гидроусилителем, антиблокировочная система ABS и противобуксовочная система (traction control system – TCS).
Колеса и шины: Pirelli P4000E 225/60 ZR16, XJ Sport Pirelli P6000 225/55 ZR 16, XJR Pirelli P Zero 225/45 ZR17. Стальные колеса на всех моделях, за исключением Sovereign и XJR, где устанавливались легко сплавные колеса.
Интерьер, экстерьер: Дизайнеры сохранили основные линии кузова XJ40, но сделали их более плавными. Хромированная окантовка стоек кузова, окон и багажника. Отделанные деревом приборная панель и стойки салона, кожаные сиденья. Электропривод рулевой колонки, окон, зеркал и антенны, обогрев стекол, омыватель переднего стекла и передних фар. Аудиосистема в стандартной комплектации и проигрыватель CD Hartman Kardon в моделях Sovereign. Бортовой компьютер, электронная регулировка как передних, так и задних сидений, подушки безопасности. В моделях Jaguar Sovereign дополнительное оборудование и отделка. Кожа высокого качества, лампы для чтения на задних сиденьях, столики для пикника в спинках передних сидений, деревянный руль.
Электроника: Кроме стандартного набора электроники, упомянутого выше и ранее установленного на Jaguar XJ40, следует отметить бортовую компьютерную систему диагностики On-Board-Diagnostics System. Она была впервые установленную на представительских автомобилях Jaguar.
Размеры: Колесная база на автомобилях SWB – 2870 мм, на автомобилях LWB – 2995 мм. Длина 5025 мм и ширина 1800 мм для SWB и 5150 мм и 2075 мм соответственно для LWB. Высота: Comfort SWB 1314 мм, Sport SWB 1307 мм, XJR 1303 мм, Comfort LWB 1333 мм, Sport LWB 1326 мм.
Вес: XJ6 1800 кг, XJR 1975 кг.
Видео Jaguar XJ (X300)
Каталог файлов
Документация
Номера шасси по годам | 1980-1999 Vin Decoder | Jaguar X300 Service Manual |
Jaguar X300 Climat Control System | Jaguar X300 Engine Service Manual |
Каталоги
Jaguar Sovereign X300 | Jaguar XJ Sport Supercharged XJ12 |