Jaguar XJ220 Experimental Prototype – экспериментальный прототип созданный подразделением Jaguar Sport для серии различных испытаний будущего серийного XJ220.
История Jaguar XJ220 Experimental Prototype XPO102
В 1990 году, для тестирования и подготовки к запуску производства серийных Jaguar XJ220, компания Jaguar поручила подразделению Jaguar Sport создать экспериментальные-тестовые образцы автомобиля.
Результатом работы стали два Jaguar XJ220 Experimental Prototype с номерами шасси “XPO101” и “XPO102”. Несмотря на родство с будущими серийными автомобилями эти образцы были короче и уже, а также отличались дизайном и технической начинкой.
Оба автомобиля были праворульными, оснащались двигателями “Heidegger Racing” на 3.5 литра с номерами “XY001” и “XY002”, которые имели турбонаддув и синхронизацию кулачка.
Автомобиль Jaguar XJ220 Experimental Prototype на шасси XPO101 использовался для обкатки, разработки тормозов и общих испытаний на долговечность. Он был окончательно уничтожен, когда использовался для предварительной сертификации переднего и заднего удара (краш-тестирования) в мае 1991 года.
Автомобилю с шасси XPO102 повезло больше. Заводская документация по графикам испытаний и пресс-релизы показывают, что “XPO102” первоначально использовался преимущественно для высокоскоростных испытаний. Известно, что модель достигла 186 миль в час на Bruntingthorpe в сентябре 1990 года. Также авто использовали для тестирования надежности, отправив его на 24-часовой высокоскоростной тест в Миллбруке в октябре 1990 года. Позже его основными обязанностями были тестирование шин и омологация тормозов.
Есть основные даты, когда автомобиль получил значительные “обновления”: в октябре 1990 года, декабре 1990 года и марте 1991 года, когда цвет был изменен с исходного серебра на красный. Jaguar XJ220 Experimental Prototype “XPO102” также использовался в качестве выставочного автомобиля на официальном открытии новой фабрики JaguarSport в Bloxham, где его осматривали принцесса Диана и Том Уолкиншоу.
В начале 90х, после ссоры TWR, Jaguar завладели автомобилем и поставили его на хранение. Только в 1994 году сын известного инженера Jaguar Уолтера Хасанна – Ричард, после поисков подходящей машины, смог выкупить Jaguar XJ220 Experimental Prototype “XPO102” для предстоящей гонки в Китае, однако автомобиль подготовить так и не успели.
Дабы результаты не пропали даром, было принято решение, что автомобиль будет участвовать в Le-Mans 1995 года. Автомобиль был официально зарегистрирован для участия в гонке, однако спонсора найти так и не удалось, из-за чего модель была помещена обратно на хранение.
Через несколько лет была предпринята попытка экспортировать “XPO102” в США, без ведома владельца Ричарда Хасана, и после длительной судебной тяжбы, которая длилась много лет, машина была в конечном итоге продана. Пройдя через пару коллекционеров автомобиль бы куплен в 2008 году и подвергся восстановлению стоимостью в 70000 фунтов стерлингов, а также, впервые, подвергся подготовке (технически и юридически) к эксплуатации на дорогах общего назначения.
Jaguar XJ220 Experimental Prototype “XPO102” является исторически важным звеном в разработке XJ220. Уникальный, меньших размеров и красивее, чем серийный автомобиль, он на 18 см короче, на 15 см уже, с уникальным приводом от гоночного двигателя Heidegger и является единственным XJ220, построенным с широкими дверями.
Единственное, что сегодня отличает автомобиль от оригинальной комплектации тех лет – смещенное расположение ручного тормоза. Последняя продажа автомобиля состоялась в сентябре 2013 года за 72.800 фунтов стерлингов.
Характеристики Jaguar XJ220 Experimental Prototype
Поскольку в сети нет официальных документов о начинке моделей, ниже будут приведены общие сборные данные о характеристиках взятые из различных источников:
Двигатель: “Heidegger Racing” на 3.5 литра с максимальной скоростью свыше 322 км/ч.
Подвеска: Система полного привода.
Управление: Праворульная. Реечное управление.
Интерьер: В расцветке Smoke Grey.
Экстерьер: Переработанная версия серийного XJ220. Имеет более гладкий и агрессивный передний конец и спойлер, широкие двери, пересмотренные мелкие детали кузова. В настоящее время окрашен в цвет Monza Red.
Видео Jaguar XJ220 Experimental Prototype XPO102