Jaguar XJ27 Experimental №18 – один из вариантов прототипа XJ27 (будущего XJ-S), который не был уничтожен и отличается своими уникальными особенностями.
Содержание:
История Jaguar XJ27 Experimental №18
За время разработки Jaguar XJ27 с 1969 года по 1975 было построено множество различных экспериментальных ответвлений. Модель Jaguar XJ27 Experimental №18 является одним из тестовых вариантов будущего Jaguar XJ-S. Этот автомобиль стал объектом для тестирования совершенно другой системы охлаждения.
Проектирование модели
Своей системой охлаждения автомобиль был похож на многие итальянские GT выпускаемые малыми сериями. Такая конструкция охлаждения была популярна в то время, и, скорее всего, именно по этой причине и был создан Jaguar XJ27 Experimental №18 – как плацдарм для тестирования такого способа охладить мощный V12.
В заводской документации, этот автомобиль является экспериментальной моделью, появляясь в списке XJ27 (XJ-S) используемых для исследований и разработок. Есть мнение, что вместе с дизайном задних крыльев (предполагают, что взятых с Ferrari Dino), Малькольм Сайер – аэродинамик и конструктор Jaguar, мог проникнуться итальянскими моделями и уже изначально предлагал для автомобиля решение с такой системой охлаждения. Трудно сказать, ведь Сайер умер в 1970 году, а Jaguar XJ27 Experimental №18 вышел с конвейера только в 1975.
Jaguar XJ27 Experimental №18 вышел со сборочной линии 10 июня 1975 года, ровно за три месяца до официальной презентации нового XJ-S. Это был также первый экземпляр XJ-S экспортируемый в США в августе того же года, чтобы продолжить тестирование в районе Нью-Йорка, а также в пустынных районах на юго-западе США. Автомобиль был зарегистрирован под номером LDU 862P от имени отдела “Исследований и экспериментирования” Jaguar.
Конструктивные особенности
Изменения, внесенные в купе LDU 862P, были предназначены только для адаптации к прогнозируемым будущим нормам в разных штатах США касающихся стандартов шума и выбросов. Это было сделано путем разделения моторного отсека, чтобы лучше изолировать двигатель от окружающей среды и сделать его менее слышимым. Изменение положения радиатора и охлаждение двигателя с направленным потоком были лишь следствием этого исследования. Эти решения принимались не в расширенном составе Jaguar, а были инициативой от единственного Малькольма Оливера (Malcolm Oliver) – технического директора Jaguar Cars в Северной Америке.
На экспериментальном купе водяной радиатор расположен почти горизонтально, чуть ниже широкого отверстия созданного в верхней части капота. Передняя часть радиатора слегка приподнята, а поверхность радиатора немного уменьшена по сравнению с обычными размерами благодаря общей эффективности новой системы. Циркуляционный воздушный поток улучшается за счет забора воздуха в зоне высокого давления под центральной частью бампера, а вытяжка размещена в зоне пониженного давления поверх капота. Вытяжка теплого воздуха сверху также способствует охлаждению, когда двигатель работает с неподвижным автомобилем, но, несмотря на это, над радиатором установлены два электрических вентилятора с термостатом.
Из-за добавления фиксированной решетки для выхода воздуха размер капота уменьшился на 45 сантиметров. Передняя часть автомобиля выполнена в виде сплошной панели и может быть разобрана для доступа к радиатору. Перегородка также была размещена прямо перед двигателем, чтобы закрыть окружающий ее отсек.
Также была запланирована нижняя пластина для защиты двигателя, но идея не была воплощена. Защита двигателя, при некоторых условиях, приводила к повышению температуры в этой области. В любом случае для решения этой проблемы в отсеке был установлен небольшой электрический вентилятор.
Тестирование системы охлаждения
Известно, что после доставки автомобиля в США в августе 1975 года, его сразу начали жестко тестировать. Тестированием занимался сам Оливер. Было накатано около 20000 километров, из которых около 4-5 дней по Нью-Йорку, а потом 3-4 недели в условиях дикой жары Аризоны. После поездка продолжилась в Новом Орлеане, что позволило протестировать охлаждение в условиях жары и влажности.
На протяжении всего тестирования Jaguar XJ27 Experimental №18 был оснащен 48 термопарами для измерения температуры и других параметров во всех углах автомобиля.
В данный момент можно только предположить, что реализация этих испытаний была слишком поздней. Изменение системы охлаждения было невозможно из-за того, что автомобиль уже фактически находился в стадии производства, а до его анонса оставалось меньше месяца. Все изменения могли произойти только при следующей модернизации серии.
Как замечал Малькольм Оливер, испытания системы охлаждения начались еще в 1972 году, однако до 1976-77 года они не производились при температурах выше 50 градусов. Также Оливером были предложены изменения в системе кондиционирования, которые, к сожалению, удалось воплотить только позже. В целом, результат всех испытаний оказался вполне прогнозируемым.
Все дальнейшие модификации “номера 18” производились примерно в 1976 году с целью решения возможных будущих проблем связанных с выпуском нового XJ-S. По словам Оливера, Jaguar никоим образом не ставил целью протестировать новую переднюю часть автомобиля и следовать дизайну итальянских GT в то время.
В то время эти модификации были реализованы только для экспериментальных целей и автомобиль также имел свои недостатки. Например зрение водителя через лобовое стекло было немного нарушено из-за искажений, создаваемых горячим воздухом, выходящим из решеток на капоте.
В конечном счете из всех последних модификаций были сохранены только две: модернизация первой передачи в коробке и улучшения выхлопной системы.
Судьба Jaguar XJ27 Experimental №18
Естественно, что такие экспериментальные модели не предназначены для продажи. Предполагается, что один из инженеров Jagaur участвовавших в создании модели предложил выкупить Jaguar XJ27 Experimental №18 сразу после испытаний.
Достоверно известно, что в 1985 году модель была доставлена в США, чтобы стать собственностью коллекционера, который выкупил его благодаря своим контактам в Британии.
Автомобиль некоторое время использовался новым владельцем, но потом был выставлен в государственном музее в Вермонте. По иронии судьбы, причиной прекращения поездок на модели стало то, что, похоже, двигатель стал перегреваться.