Jaguar XJ4 – большая линейка разнообразных заводских прототипов Jaguar, которая является родоначальником всей серии автомобилей XJ.
Содержание:
История Jaguar XJ4
В 1961 году, после анонса знаменитого Jaguar E-Type, стали поступать жалобы на малое пространство салона. Уже тогда сэр Уильям Лайонс начал делать наброски нового седана компании, который вскоре получил название Jaguar XJ4.
Дизайн Jaguar XJ4
Первый прототип автомобиля был “расширенной версией E-Type” и был готов уже примерно в апреле 1962 года. Он имел нос и хвост E-Type, а центральную кабину от вместительного седана.
В период с 1962 по 1964 года Jaguar XJ4 претерпевал множество резких изменений и доработок. Автомобиль был представлен еще в нескольких различных вариантах кузова, которые имели общую новую форму: передняя часть автомобиля была пересмотрена в сторону существующего Jaguar Mk X (более резкая носовая часть с четырьмя основными фарами), а задняя часть была резко обрублена для соответствия новому образу.
Стоит заметить тот факт, что изначально все образцы строились в двухдверном варианте. К 1966 году было проведено исследование рынка, которое показало, что рентабельность создания двухдверных автомобилей гораздо выше. К тому моменту почти окончательный вариант Jaguar XJ4 уже был готов. Были сформированы основные линии кузова и часть внутренних агрегатов.
До 1967 года автомобиль часто получал изменения в передней части, а особенно в решетке радиатора. Изначально это была хромированная полоса от E-Type, а позже, после перехода к более рубленному дизайну, она получила еще множество вариаций. Важными проблемами стало подобрать дизайн не только самой решетки радиатора (количество хромированных полос и их расположение), но и встроить в нее значок Jaguar. Были опробованы варианты со значками основанными на крупных хромированных окантовках, однако итоговой стала совершенно небольшая эмблема с четкой вертикальной линией.
Весной 1967 года прототип был показан Джону Моргану, который был европейским директором по продажам Jaguar – Уильям Лайонс любил выслушать мнение тех, кому он мог доверять. В этот раз встреча прошла особенно интересно: Морган сказал, что радиаторная решетка Jaguar XJ4 явно очень похожа на Studebaker 1955 года. Высказанное не очень понравилось Лайонсу, однако он прислушался и дал указание убрать каждую вторую горизонтальную полоску из существующей решетки, что привело автомобиль к почти окончательному внешнему виду будущих Jaguar XJ6.
Ближе к концу 1967 года случилась неприятная ситуация – компания Pressed Steel прекратила работу над двухдверным вариантом Jaguar XJ4 т.к. компания Maxi BMC получила ведущий слот на производство. К этому моменту будет создана еще одна особенность автомобиля – выпуклость на капоте, которая позволяет умещать внутрь моторного отсека двигатель на 4.2 литра.
Разработка шасси Jaguar XJ4
К моменту создания вариантов кузова XJ4 уже велись работы по строительству внутренних агрегатов автомобиля. В целом вся работа сводилась к улучшению “успешной формулы” E-Type, однако не обходилась без своих явных проблем.
Передняя подвеска с двойным поперечным рычагом очень напоминала подвеску существующих моделей, она была смонтирована на резиновой опоре на подрамнике с коробчатым сечением и имела противовесную геометрию, которая не только снижала перенос веса при торможении на 50%, но и позволяла сделать дорогу более мягкой.
Задняя подвеска разрабатывалась с двумя звеньями прикрепленными непосредственно к кузову и использующими карданные валы в качестве верхних звеньев, как и раньше. Однако в процессе постройки и разработки возникали проблемы, которые в итоге привели к тому, что анонс автомобиля пришлось перенести на целый год. В итоге от ее разработки пришлось отказаться, а автомобиль получил подвеску схожую с E-Type, что обеспечило ему отличную управляемость.
Для автомобиля, за время его создания и проектирования, были рассмотрены несколько вариантов двигателей:
- 3.0 V6 – планировался как возможный, но не был реализован из-за налогообложения двигателей выше 3.0 литров в некоторых странах Европы;
- 3.5 V8 – разрабатывался и тестировался как замена 4.2 литровому агрегату, однако от проекта пришлось отказаться из-за излишних вибраций и шума;
- 5.3 V12 – в кузовном отсеке будет создана основа для его размещения, однако установлен он будет только в 1972 году в готовом автомобиле Jaguar XJ6;
- 2.8 V6 – короткоходная версия двигателя на 4.2 литра вошедшая в модельный ряд, которая позволяет обходить лишнее налогообложение некоторых Европейских стран;
- 4.2 V6 – зарекомендовавший себя двигатель, который вошел в модельный ряд. Был использован из-за неготовности V12 и неудавшегося V8.
Автомобиль был разработан с применением стандартов NVH (noise, vibration and harshness), которые обеспечивали ему максимальную шумо и виброизоляцию. Ответственным лицом поставили Боба Найта, который с успехом воплощал эти стандарты в автомобилях начиная с Jaguar Mk 1. Особое внимание было уделено подвеске и прочим движущимся частям, а также салону, который получил слой звукоизолирующего материала.
Завершенный автомобиль сменил название с XJ4 на XJ6, где число 6 означало количество цилиндров двигателя. Произошло это, скорее всего, между 1967 и 1968 годами, когда стало ясно, что первые автомобили будут базироваться только на 6-цилиндровых двигателях.
Характеристики Jaguar XJ4
Автомобиль являлся прототипом, и за время разработки изменил множество параметров. Характеристиками можно считать данные моделей Jaguar XJ Series 1 т.к. именно они и стали итоговыми в разработке модели.