Модельный ряд автомобильной компании – долгоиграющая головная боль топ-менеджеров, отдела маркетинга и отдела продаж. Изменения модельного ряда нервируют пиарщиков и пресс-службу и возвеличивают инженеров, технологов и айтишников.
Запуск новой модели, взамен одной из тех, что нравится клиентам – это трагикомический сериал с красноречивой суетой главных действующих лиц.
Начало производства Jaguar первого внедорожника F-Pace и полевые испытания SUV Cullinan от Rolls Royce – образчик сериала, в котором вопрос фанатов бренда «зачем они это делают?» кажется убедительнее ответов на него. Медийный талант публичных персон объяснить всё или почти всё, столь востребованный в нашу информационную эпоху, берет верх над прямодушием фанатов. Дело кончается тем, что громкое возмущение сменяется едва слышным ворчанием поклонников бренда. Вопрос «зачем?» растворяется в информационном пространстве.
Эволюция или революция?
Неужели так было всегда? Всегда ли обновление модельного ряда и представление нового автомобиля, следовало драматургии сериала? Или великий и ужасный Уильям Лайонс, творивший в упоительную эпоху классических автомобилей, мог позволить себе пренебречь законами жанра?
Сэр Уильям Лайонс счастливо избежал необходимости писать сценарий, режиссировать и играть роли в сериале с условным названием «Новый автомобиль». Решение об изменении модельного ряда У. Лайонс принимал единолично, хотя не обходился без подсказок верных соратников: Билла Хайенса, Боба Найта и Боба Бета.
Флагманский автомобиль Jaguar XJ6 был представлен в 1968 году в отеле Royal Lancaster (Лондон) лично Уильямом Лайонсом. Это был не самый удачный год для запуска в производство роскошного представительского автомобиля. В 1968 году для компании Jaguar Cars начинались трудные времена. Опрометчивый договор, заключенный Уильямом Лайонсом с British Motor Company двумя годами раньше, привел к тому, что преуспевающая компания стала винтиком в механизме громадного монстра. Jaguar Cars медленно и неизбежно вступала в «темные века», едва не утратив «в конце времен» самобытность и яркость.
Jaguar XJ6 был последней моделью, созданной при непосредственном участии сэра Уильяма Лайонса. Потрясающее сочетание новейших технических решений с изысканностью и очарованием, присущим исключительно британскому дизайну – вот в чем был секрет успеха нового флагмана Jaguar Cars.
Новый флагман появился в результате кропотливой и взвешенной работы по адаптации технических достижений к требованиям, предъявляемым к флагманскому автомобилю. Тихий, комфортабельный, плавный на ходу, с дружелюбным управлением, великолепно проработанным интерьером. Таким был новый Jaguar XJ, заслуживший прозвище ковер-самолет.
Правда, в самом начале работы над проектом XJ6 оказалось, что недостатков куда больше, чем достоинств. Джон Морган менеджер главного салона Jaguar Cars в Лондоне на Пикадилли так описал поездку на юг Франции на одном из первых экземпляров нового флагмана.
На заднем сиденье у меня располагались две дамы. И вот они задают мне такой неожиданный вопрос: «Что ты удумал с нами сделать? Каждый раз, когда ты наезжаешь на какую-нибудь кочку, нас снизу обдает потоком горячего воздуха». Оказывается, жар распространялся под днищем автомобиля прямо у задней оси и на кочках, когда подушки задних сидений от удара немного сдвигались, жар прорывался в салон автомобиля.
Интересно, что в Jaguar XJ образца 1968 года, не было ничего революционного, эпатирующего, резкого или нервного, как у некоторых предшественников или конкурентов. Он не похож на тяжеловесный, хотя и не лишенный элегантности представительский Buick Riviera 1963 года. Jaguar XJ не казался вычурным и надменным, подобно Cadillac Eldorado. Он был совершенно не похож на любимца телевизионных сериалов 50-х и 60-х годов Ford Thunderbird. Jaguar XJ считают вехой в истории и культуре автомобилестроения и в этом одна из причин долговременного успеха флагмана от Jaguar. Больше 25 лет с некоторым непринципиальными изменениями Jaguar XJ Series II и III был и остается любимым представительским автомобилем королевской семьи, парламентариев, премьер-министров Великобритании, звезд британского рока и, конечно, плохих парней из кино.
Знаменитый барабанщик
Например, у барабанщика группы Iron Maiden Нико (Майкл) Макбрейна появился третий Jaguar XJ. Инженеры и рабочие JLR Classic Works Center в Ковентри и шеф отдела дизайна Jaguar Уэйн Берджесс потратили 3500 человеко-часов на Jaguar XJ6 выпуска 1984 года. Они заменили, восстановили, изготовили заново более 4000 тысяч деталей, модифицировали салон и кузов, изменили подвеску и трансмиссию.
Мы видим умопомрачительный Jaguar XJ6 с салоном, полностью отделанным вручную. Красная кожа цвета Pimento Red (цвет красного перца), винтажные кресла с контрастным кантом и подголовниками. Приборная доска из платана, тонированного в глубокий темно-серый цвет. Дополняет картину оригинальный двигатель Jaguar объемом 4,2 литра с тремя карбюраторами и специально разработанная для этого автомобиля выхлопная система. Освещение салона, фары, кнопки, выключатели и другие элементы салона, выполнены с учетом пожеланий Нико Макбрейна. Рукотворный технологический шедевр компании Jaguar с успехом выставлялся на автосалоне в Женеве в 2018 году.
История создания Jaguar XJ – одно из самых убедительных доказательств важности и потребности в методичной, размеренной повседневной работе. Работе неспешной, без суеты и белого информационного шума, ставшего привычным в наши дни.
Может быть поэтому флагманский Jaguar XXI века по-прежнему обозначают буквами XJ.