Jaguar XJR-10 – первая совместная модель TWR и Jaguar основанная на новом турбодвигателе 3.0 литра.
Содержание:
История Jaguar XJR-10
Несмотря на успехи Jaguar XJR-9 в сезонах 1987-1988 годов, в TWR стали понимать, что большие двигатели V12 не такие легкие и компактные, как двигатели нового поколения с турбонаддувами.
Именно тогда Jaguar Sport (объединение TWR и Jaguar) начал разработку специального шестицилиндрового двигателя для сезона 1989 года. Было решено изготовить конструкции в двух вариантах: 3 литра для американской серии IMSA и 3.5 литра для группы C чемпионата мира, который включал 24 часа Ле-Мана. Используя преимущества гораздо более компактных размеров сделанного на заказ V6, Тони Саутгейт (Tony Southgate), основной дизайнер всех предыдущих моделей, также разработал совершенно новое шасси.
Вариант автомобиля для IMSA получил название Jaguar XJR-10, а вариант группы C был назван Jaguar XJR-11.
Разработка первого Jaguar XJR-10
Новый двигатель на 3.0 литра (JRV-6) для XJR-10 был изначально сконструирован для различных соревнований. Его угол развала цилиндров равнялся 90 градусам, в то время как на прошлых моделях угол был 60 градусов. Это позволило сделать и без того легкий и компактный двигатель еще меньше в высоту.
Движок мог развивать до 650 л.с., был оснащен системой впрыска топлива Zotac и турбонагнетателями Garrett. Это был современный, полностью алюминиевый двигатель весом в 143 кг, основанный на двигателе от автомобиля MG Rover 6R4 Group B, имевший два верхних распредвала и четыре клапана на цилиндр.
Кузов Jaguar XJR-10 был разработан с нуля и имел свою уникальную аэродинамическую форму отличную от других моделей, которая генерировала большую прижимную силу т.к. автомобиль изначально готовился для IMSA и жестких американских дорог. Подвеска также получила некоторые доработки, которые позволили освободить больше места для внутренних вентиляционных каналов.
Уже в мае 1989 года первый Jaguar XJR-10 с шасси TWR-389 был готов.
Соревнования и доработки Jaguar XJR-10
Модель Jaguar XJR-10 с шасси TWR-389 дебютировала 29 мая 1989 года в Lime Rock. Это был первый автомобиль из трех. Остальные два (TWR-489 и TWR-589) будут построены в течение нескольких месяцев после него.
В 1991 году модель XJR-10 TWR-589 получила небольшую модернизацию и нового спонсора – Bud Light, в результате чего автомобиль покрасили в бело-сине-красные цвета спонсирующей фирмы. Сам автомобиль обзавелся слегка переработанной аэродинамикой, частично пересмотренными воздухозаборниками и новыми смещенными передними фарами.
За время своей двухлетней карьеры в IMSA модели Jaguar XJR-10 смогли получить 6 побед:
- Portland 300 Kilometres – 1989 (шасси 389);
- Del Mar 2 Hours – 1989 (шасси 389);
- Lime Rock 150 Laps – 1990 (шасси 389);
- 300 km Portland – 1990 (шасси 589);
- West Palm Beach 2 Hours – 1991 (шасси 589);
- Miami 2 Hours – 1990 (шасси 389).
Всего модели занимали призовые места около 15 раз (включая упомянутые выше первые места).
Автомобили использовались до 1991 года, а последней официальной гонкой стал “Lime Rock 2 Hours” прошедший 26 мая 1991 года.
Завершение производства Jaguar XJR-10
После ряда турниров автомобили Jaguar XJR-10 с новыми турбированными двигателями JRV-6 были признаны ненадежными для длительных заездов. Для участия во многих продолжительных соревнованиях (преимущественно в Le-Mans) было принято решение вернуться к проверенным V12, хотя новые двигатели JRV-6 останутся в использовании, например в суперкаре XJ220.
Известно, что уцелели только два автомобиля (TWR-389 и TWR-589), а модель с шасси TWR-489 была уничтожена во время аварии в августе 1989 года. По имеющимся данным один из выживших автомобилей принадлежит “J.D. Classics”, а второй находится в частных руках в Британии.
Есть упоминание о Jaguar XJR-10 с шасси TWR-390, однако про этот автомобиль практические ничего не известно и подтвердить или опровергнуть его существование невозможно.
Характеристики Jagaur XJR-10
Общие характеристики модели:
Двигатель: JRV-6 V6 с наклоном в 90 градусов и 4 клапанами на цилиндр, DOHC, 3000 c.c., 650 л.с. (485 кВт). Вес около 143 кг. Алюминиевый блок и ГБЦ. Впрыск топлива Bosch. Два турбонагнетателя Garrett.
Коробка передач: Сухое трехдисковое сцепление. Пятиступенчатая механика TWR.
Управление: Реечное управление с усилителем.
Подвеска: Перед – винтовые пружины над амортизаторами, двойные поперечные рычаги, стабилизатор поперечной устойчивости. Зад – винтовые пружины над амортизаторами, двойные поперечные рычаги, стабилизатор поперечной устойчивости.
Кузов: Кузов из углеродистых композитных панелей. Шасси из углеродного волокна и кевлара.
Тормоза: Универсальные вентилируемые диски AP.
Колеса: Диски на 17 дюймов. Шины в 1989 году – Dunlop, в 1990 году – Goodyear.
Размеры: Вес – около 953 кг. Колесная база – 2780 мм, задняя колея – 1500 мм, передняя колея – 1500 мм. Длина – 4810 мм, высота – 1020 мм, ширина – 2000 мм.