Jaguar XJR-11 – вторая совместная модель компании Jaguar и команды TWR основанная на новой разработке – двигателе с турбокомпрессорами.
Содержание:
История Jaguar XJR-11
Автомобиль являлся попыткой превзойти успехи Jaguar XJR-9 и вместе с Jaguar XJR-10 являлся новой разработкой объединения Jaguar Sport (TWR+Jaguar).
Jaguar XJR-11 был совершенно новым автомобилем создававшимся исключительно для группы C чемпионата мира, который также включал гонки Le-Mans (XJR-10 создали только для серии IMSA). Одной из основных причин появления модели стала начавшаяся “эра турбодвигателей”, в результате чего на XJR-11 был установлен двигатель V6 с турбонагнетателями.
Разработка первого Jaguar XJR-11
Двигатель модели получил обозначение JRV-6 и базировался на двигателе от MG Rover 6R4 Group B. Именно для Jaguar XJR-11 был разработан движок на 3.5 литра, в то время как XJR-10 получил версию на 3.0 литра. Двигатели JRV-6 изначально разрабатывались для соревнований и поэтому имели свою уникальную конструкцию: угол развала цилиндров был равен 90 градусам, что позволило значительно уменьшить его высоту и сделать расположение еще более компактным.
Двигатель V6 JRV-6 на 3.5 литра развивал около 750 л.с., обладал системой впрыска топлива Bosch и двумя турбонагнетателями Garrett. Он являлся современной разработкой выполненной из алюминия, имел два распредвала, оснащался 4 клапанами на цилиндр и обладал достаточно малым весом (около 143 кг).
Кузов XJR-11 был собран основываясь на прообразе Jaguar XJR-9, но являлся его эволюционным, более продвинутым воплощением. Внутренняя компоновка и модернизация подвески позволили улучшить производительность и освободить место для новых вентиляционных каналов.
К июлю 1989 года первые Jaguar XJR-11 с шасси TWR-189 и TWR-289 были полностью готовы.
Соревнования и доработки Jaguar XJR-11
Первые два Jaguar XJR-11 с шасси TWR-189 и TWR-289 дебютировали 23 июля 1989 года на гонке “Brands Hatch Trophy”. Третий (и последний) автомобиль с шасси TWR-490 будет сделан к апрелю 1990 года. Все три автомобиля были представлены в классических цветах спонсора Silk Cut.
До окончания официальной гоночной карьеры в конце 1991 года автомобили серии смогут занять первое место только 1 раз на гонке “Shell BRDC Empire Trophy Silverstone” проходившей 20 мая 1990 года. Всего призовые места будут заняты всего 6 раз.
Гоночная карьера Jaguar XJR-11 считается одной из самых неудачных из серии сотрудничества TWR и Jaguar. Причиной такого краха стал новый двигатель, который выходил из строя во многих турнирах. Из 42 официальных заездов всех трех автомобилей были завершены только 26. Все остальные заезды сопровождались различными проблемами как с двигателем, так и с другими поломками и различными обстоятельствами неучастия автомобилей в гонке (тестовый заезд, запасная машина, дисквалификация и т.п.).
Из-за всех этих технических проблем модель не приняла официальное участие в гонке Le-Mans 1990 года (два автомобиля XJR-11 были зарегистрированы только для тестовых заездов), куда были отправлены новые Jaguar XJR-12 с прежними двигателями V12.
На протяжении гоночной карьеры все три автомобиля подвергались различным модификациям. Самыми заметными были: улучшение кузова с целью улучшения аэродинамических показателей и изменение воздухозаборных ковшей, модернизация передней части кузова автомобилей (стилистика, фары). В результате каждого объемного улучшения менялся номер шасси автомобиля:
- TWR-189 => TWR-1390 => TWR-189 (настоящее время)
- TWR-289 => TWR-590 => TWR-1290 => TWR-590 (настоящее время)
- TWR-490 => TWR-1190 => TWR-490 (настоящее время)
Все автомобили были возвращены к практически изначальному виду (однако часть прошлых изменений все-таки оставалась) либо еще во время своей гоночной карьеры, либо уже в наше время. Все три Jaguar XJR-11 постоянно модернизировались и отследить все доработки и изменения очень сложно.
К сезону 1991 года (последнему для XJR-11) автомобили (кроме TWR-189, который уже не участвовал) были выкрашены в зелено-красные цвета нового спонсора – JVC.
Точно установить не удалось, но известно, что также как минимум один автомобиль успел побывать в расцветке от спонсора Suntec в сезоне 1991 года.
Завершение производства Jaguar XJR-11
Последней гонкой для автомобиля с шасси TWR-189 стал заезд на “FIA WSPC Dijon” 22 июля 1990 года, где он был представлен в качестве тестового автомобиля. Другие два автомобиля Jaguar XJR-11 (TWR-289 и TWR-490) закончили свою карьеру в сезоне 1991 года. Последним заездом для них стала гонка “Interchallenge Fuji 1000 kms” прошедшая 6 октября.
В настоящее время все три автомобиля находятся во владении различных ценителей-коллекционеров и иногда появляются на различных выставочно-спортивных событиях.
Несмотря на недостатки двигателя JRV-6 он найдет свое применение в суперкаре Jaguar XJ220.
Характеристики Jagaur XJR-11
Технические характеристики модели:
Двигатель: Двигатель V6 JRV-6 на 3.5 литра с 4 клапанами на цилиндр и углом развала цилиндров в 90 градусов. Алюминиевая ГБЦ и блок цилиндров. 3498 c.c., 750 л.с. (560 кВт при 7500 об/мин). Диаметр цилиндра и ход поршня 94×84 мм. Система впрыска топлива Bosch. Два турбонагнетателя Garrett.
Коробка передач: Механическая пятиступенчатая КПП TWR. Сухое трехдисковое сцепление.
Управление: Реечное с гидроусилителем.
Подвеска: Передняя подвеска – винтовые пружины над амортизаторами, стабилизатор поперечной устойчивости, двойные поперечные рычаги. Задняя подвеска – винтовые пружины над амортизаторами, стабилизатор поперечной устойчивости, двойные поперечные рычаги.
Кузов: Кузов изготовлен из углеродистых композитных панелей (карбоновый композит). Шасси из карбонового (углеродного) волокна и кевлара.
Тормоза: Поперечно вентилируемые диски AP Racing с 6-поршневыми суппортами спереди и сзади.
Колеса: Диски на 17 дюймов. Шины Dunlop или Goodyear (в зависимости от сезона и заездов).
Размеры: Высота – 1020 мм, длина – 4810 мм, ширина – 2000 мм. Вес – около 900 кг. Задняя колея – 1500 мм, передняя колея – 1500 мм, колесная база – 2780 мм.
Видео Jaguar XJR-11