Jaguar XJR-5 – первая модель автомобилей гоночной серии XJR созданная в сотрудничестве между Group 44 и Jaguar.
Содержание:
История Jaguar XJR-5
В начале 80х генеральный директор Jagaur Джон Иган (John Egan) считал, что гоночная программа необходима для успешного продвижения марки, особенно на умирающем американском рынке. Он обсудил этот момент с исполнительным директором Jaguar в США Майком Дейлом (Mike Dale) по поводу автомобиля подходящего для нового класса прототипов IMSA GTP и 24 часов Ле-Мана.
Майк Дейл, после удачного сотрудничества с командой Group 44 и получившимся XJ-S 78-44, точно знал к кому обратиться. Кроме того, в качестве дизайнера был выбран Ли Дикстра (Lee Dykstra), который отлично разбирается в подвесках и аэродинамике.
Разработка первого XJR-5
Ли Дикстра строит глиняную модель в масштабе четверти и испытывает ее в аэродинамической трубе Мичиганского университета. После многочисленных испытаний было построено два кузова: версия с низким сопротивлением и низкой прижимной силой для высокоскоростных треков, таких как Ле-Ман и Дейтона, и версия с высокой прижимной силой для более медленных треков.
После тестов он изготовил глиняную модель в натуральную величину и проверил ее в туннеле Локхид в Мариетте, штат Джорджия. Показатели были хорошими и Дикстра приступил к созданию чертежей для их последующей отправки Бобу Туллиусу (Bob Tullius) в мастерскую Group 44.
Из воспоминаний Боба Туллиуса:
Впервые мы должны были построить гоночную машину с нуля, но мы не знали отношения некоторых элементов друг к другу.
Изящный и красиво подобранный кузов был изготовлен из углеродного волокна и кевлара. Двигатель V12 на 5.3 литра был прикреплен болтами непосредственно к алюминиевому монококу, опираясь на четыре стойки жесткости и имел коробку Hewland VGDG 600.
Первый прототип Jaguar XJR-5 был испытан в Summit Point еще в июне 1982 года. Автомобиль получил такое название из-за того, что первые 4 автомобиля команды Group 44 назывались XJR с 1 по 4.
Соревнования и доработки Jaguar XJR-5
Jagaur XJR-5 был завершено к августу 1982 года и дебютировал в Road America, где Боб Туллиус и Билл Адам заняли третье место после двух Porsche 935. Дальше, к сожалению, следовала волна невезения. Авария в Миддл-Огайо разрушает единственное шасси и мешает команде участвовать в Road Atlanta. В Поконо из-за проблем с двигателем удается занять только третье место. В финале Camel GT в Daytona начинает спускать задняя правая шина, после чего машина врезается в стену и разбивается.
Команда Group 44 провела зиму (скудных 2 месяца) за постройкой нового экземпляра (за все время их будет построено 12). Кузов был несколько усовершенствован, но базовый дизайн остался неизменным.
Первой гонкой нового Jaguar XJR-5 станет Road Atlanta. Однако по дороге к месту соревнований автомобиль еще успеет пройти несколько различных тестов и испытаний. Сезон 1983 года радует команду рядом побед:
- 500 км Road Atlanta;
- 3 часа Lime Rock;
- 6 часов Mosport;
- 50 миль в Pocono.
Череда побед, а также благоприятный отчет гонщика Дерека Белла (многократный победитель Le-Mans) испытавшего Jaguar XJR-5 в Сильверстоуне в середине 1983 года вселили в руководство Jaguar веру в победу на Le-Mans.
К концу 1983 года на часть автомобилей Jaguar XJR-5 была установлена новая система впрыска топлива Lucas Micos, которая обеспечила лучшую реакцию дроссельной заслонки и чувствительность автомобиля. Также в 1984 году двигатели автомобилей были модернизированы и стали 6.0 литровыми. Это станет одним из этапов подготовки автомобилей к Le-Mans.
На Le-Mans 1984 года были выставлены два Jaguar XJR-5: первый экипаж – Adamovicz/Ballot-Lena/Watson и второй – Bundy/Tulius/Redman. Это была первая попытка компании Jaguar за последние 22 года принять участие в этих гонках, и она, к сожалению, обернулась провалом. Оба автомобиля сошли с дистанции из-за технических неисправностей.
Повторная попытка была сделана на Le-Mans 1985 года, где один экипаж смог доехать до финиша и занять 13 место.
Завершение производства Jaguar XJR-5
В конце 1985 года гоночная команда Group 44 приступила к разработке Jaguar XJR-7, в то время как гоночная команда TWR, под таким-же руководством Jaguar, уже испытывала совершенно новый Jaguar XJR-6.
До этого момента было построено 12 моделей Jaguar XJR-5, 2 из которых никогда не участвовали в гонках. Часть разбитых во время гонок автомобилей использовалась в качестве доноров для работающих экземпляров.
Характеристики Jagaur XJR-5
Технические характеристики модели взятые из открытых источников:
Двигатель: 60º V12 5955 c.c. (изначально 5343 c.c.), 2 клапана на цилиндр, 650 л.с. (485 кВт при 7500 об/мин). Диаметр цилиндра и ход поршня 91.9×74.9 мм. 6 карбюраторов Weber (позже система Lucas Micos). Компрессия 12.2:1. Крутящий момент 650.8 nm/480 ft lbs при 6000 об/мин.
Коробка передач: Пятиступенчатая механика Hewland VGDG 600. Трехдисковое сухое сцепление.
Управление: Реечное управление с усилителем.
Подвеска: С двойными поперечными рычагами и пружинами над амортизаторами.
Кузов: Алюминиевый аэродинамический кузов типа монокок.
Тормоза: Дисковые вентилируемые тормоза с гидроусилителем.
Размеры: Вес – 930 кг. Длина – 4547 мм, ширина – 2007 мм, высота – 1003 мм. Колесная база – 2591 мм, передняя колея – 1676 мм, задняя колея – 1600 мм.