Jaguar XK120 Jabbeke Special – модель разработанная специально для преодоления побитого рекорда скорости в Джаббеке, Бельгия.
Содержание:
История Jaguar XK120 Jabbeke Special
В 1953 году гонщик из Испании Селсу Фернанадес установил новый рекорд скорости на участке дороги между Jabbeke и Aeltre (Бельгия) используя автомобиль Pegaso Z-102. Прошлый рекорд был установлен компанией “Jaguar Cars” в 1949 году, которая использовала свой новый автомобиль Jaguar XK120 (шасси 670002).
Создание уникальной модели
Pegaso и Jaguar едва ли были прямыми конкурентами. Разница в цене между двумя марками была значительной (только 86 Pegaso были построены, в то время как Jaguar продал около 12 000 XK120). Но здесь было дело принципа – не бояться брошенного вызова (и еще укрепить статус и продажи XK120).
Из воспоминаний Нормана Дьюиса (главный пилот-испытатель и инженер-разработчик Jaguar Cars с 1952 по 1985 год):
Я ничего не знал об этом. Я был в офисе поздно вечером и только вернулся после очередного тестирования, когда Лайонс пришел ко мне и сказал: “О, кстати, я вижу, что ты потерял свой рекорд”. Я сказал: “О чем ты говоришь?”, а он ответил: “Некая испанская фирма взяла новый рекорд. Что ты собираешься с этим делать?”.
Уже следующим утром команда из специалистов “Jaguar Cars” осматривала автомобиль с номером MDU 524 c надеждой внести изменения. К этому времени Мальком Сайер уже занимался проработкой пути. Уже к вечеру, когда был побит рекорд компании Jaguar, он составил “график для модификаций”.
Для улучшения показателей серийного Jaguar XK120 было выбрано 4 основных направления: улучшить аэродинамику, уменьшить вес, увеличить мощность двигателя и уменьшить сопротивление. Были убраны бамперы, боковые фонари, лобовое стекло, фары и задние фонари. Установили гальванические пластины для решетки радиатора и тормозных колодок, а также удлиненное основание фар и щитки колесных арок. Планировалось использовать щитки также и на передних колесах, но они не были установлены т.к. ограничивали рулевое управление. Был установлен наклонный радиатор (позже будет использоваться на XK-140). Наиболее радикальным изменением был прозрачный купол Perspex от планера Слингсби.
Установка купола добавила еще одну проблему в виде высокой посадки водителя. Для решения этой проблемы сидение было заменено на резиновую двухдюймовую подушку Sorbo, опустили рулевую колонку и заменили рулевое колесо на 14-дюймовое. При всех модификациях вес автомобиля увеличился, но зато он стал гораздо более аэродинамичным.
Для модели был построен специальный двигатель на основе используемого в C-Type. Также для повышения скоростных характеристик было предложено полностью “запечатать” водителя в салоне автомобиля, убрать фары и использовать их как каналы для охлаждения карбюраторов и использовать высокоскоростные гладкие покрышки Dunlop.
После тщательной проверки Jaguar XK120 Jabbeke Special с номером MDU 524 был окончательно завершен и погружен на борт корабля SS Prins Albert. Автомобиль отправлялся через Ла-Манш во Францию, с последующей поездкой в Джаббек, Бельгия.
Уже на месте, при предварительной обкатке автомобиля, выяснилось, что купол Perspex был почти полностью воздухонепроницаем, и установка не допускала достаточно воздуха, чтобы водитель (Норман Дьюис) мог дышать должным образом. Хуже того, навес можно было открыть только снаружи. После непродолжительной поездки в автомобиле лицо водителя становилось по настоящему красным.
Из воспоминаний Нормана Дьюиса, который управлял автомобилем в Джаббеке:
Когда механик снял пузырь, он сказал мне: “Тьфу-ты! Твое лицо похоже на большой красный помидор!”
Мальком Сайер быстро разработал более эффективный воздухозаборник и разработал вентиляционное отверстие на крышке около водителя. Дополнительно было сделано несколько изменений на пластине радиатора, чтобы помочь охладить двигатель еще лучше. Рано утром во вторник, 20 октября, с почти идеальными условиями, влажностью на 90 процентов и практически без ветра, Норман Дьюис и Jaguar XK120 Jabbeke Special были готовы.
Новый рекорд скорости на трассе в Jabbeke
Из воспоминаний Нормана Дьюиса:
“… Норман, не принимайте обороты 5900 или, может быть, 6000, потому что двигатель может ударить”. И вот я уже выжал 5800, а ехать еще далеко. Поднимаю до 5900, 6000, и я думаю, должен ли я поднять еще, или стоит отпустить? И я решил что выжму 6300 об/мин… и все пошло очень гладко.
Новый рекорд составлял 172,412 мили в час. 21 октября Jaguar опубликовал пресс-релиз, в котором говорится, что скорость была зарегистрирована Королевским автомобильным клубом в Бельгии и является самой высокой когда-либо достигнутой производственным автомобилем оснащенным дополнительным оборудованием. Это было невероятное достижение.
Восстановление утраченного автомобиля
После установки нового рекорда оригинальный автомобиль был преобразован обратно в стандартную дорожную спецификацию.
“… Сэр Уильям всегда был бережен с деньгами, поэтому автомобиль был переоборудован в свое первоначальное состояние и продан Лондонскому гонщику по имени Альберт Пауэлл”.
Со временем автомобиль попал в руки американского солдата, который дошел с автомобилем до Германии, а позже отвез его ан родину в Америку. В последнем письме, которое получил Альберт Пауэлл, этот служащий говорил, что автомобиль попал в сильную аварию. Однако позже, основатель компании JD Classic – Дерек Худ (Derek Hood), нашел этот автомобиль. Парень, который владел автомобилем, не знал его истории, поэтому выкупить его не оказалось проблемой.
Так начался этап восстановления MDU 524. Автомобиль все еще владел оригинальным двигателем и регистрационным номером. Весомую помощь в реставрации оказал Норман Дьюис управлявший автомобилем в Джеббеке и поставивший новый рекорд. На полный процесс восстановления было затрачено 5500 часов и 18 месяцев.
Восстановленный автомобиль был показан на Pebble Beach в 2013 году. Владельцем стал Джефф Лотман из Лос-Анджелеса, который позже продал автомобиль швейцарскому коллекционеру.
Характеристики Jaguar XK120 Jabbeke Special
Часть известных параметров и характеристик автомобиля:
Двигатель: 3442 c.c., шесть цилиндров, 218 л.с. при 6000 об/мин, ГБЦ C-Type, два карбюратора S.U. H8.
Коробка передач: Четырехступенчатая механика с овердрайвом.
Подвеска: Передняя – поперечные рычаги, торсионные стержни. Задняя – живая ось, полуэллиптические рессоры.
Тормоза: Барабанные.
Размеры: Длина – 173.0 in, ширина – 62.0 in, высота – 40.0 in. Вес – 2970 фунтов.
Показатели: До 60 миль/ч за 8.0 секунд. Максимальная скорость 172,412 миль/час.
Видео Jaguar XK120 Jabbeke Special