В истории автомобильного спорта Великобритании есть несколько личностей достойных не только упоминания, но и академической биографии.
Они влиятельны, их мнение может идти вразрез с общепринятым, но они способны отстоять его. Многие из них, такие как Норман Дьюис и Стирлинг Мосс, имена, неразрывно связанные с брендом Jaguar. Но есть еще один выдающийся гонщик, чьи симпатии к Jaguar Cars и ее основателю достойны упоминания и нашего внимания.
Джеки Стюарт и Стирлинг Мосс
Летающий Шотландец, сэр Джон Янг Стюарт или Джеки Стюарт, самый известный гонщик Соединенного Королевства, родился в обеспеченной семье. Родители Джеки, основали успешный бизнес по продаже автомобилей в окрестностях Данбартона, в Шотландии. Середина и конец 30-годов прошлого века, были подходящим временем для тех, кто решил начать торговать машинами. Они начали с продажи автомобилей марки Austin, а чуть позже стали дилерами Jaguar Cars.
Отец Джеки Стюарта обожал мотоциклы, старший брат Джимми стал гонщиком известной шотландской команды Ecurie Ecosse и даже участвовал в Grand Prix в Сильверстоуне в 1953 году. Юный Джон Янг Стюарт унаследовал от отца и брата любовь к автомобилям, мотоциклам, риску и скорости. В 1961 году Барри Филлер, клиент семейной фирмы, предложил юному Джеки Стюарту протестировать готовность стать гонщиком. Барри Филлер и Джеки отправились на гоночную трассу в Олтон парке, где будущая звезда Formula 1 впервые увидел и сел за руль Jaguar E-Type. Знакомство оказалось впечатляющим и младший член почтенного шотландского семейства Стюартов, окончательно решил стать гонщиком.
Летающий Шотландец, трехкратный победитель Formula 1, был знаком с Уильямом Лайонсом и стал верным поклонником бренда Jaguar. В трудные для компании времена он поддерживал тех, кто решил спасти бренд Jaguar. Слова ободрения, сказанные великолепным шотландцем, значили много для тех, кто верил в то, что британский автопром сумеет пережить трудные времена и решить любые проблемы.
По мнению Джеки Стюарта, «самым главным богатством Jaguar был и оставался сэр Уильям Лайонс». Летающий Шотландец отмечал «замечательное чувство стиля и вкуса», для него было очевидно, что «все, что касалось стиля автомобилей, решал в конечном итоге Лайонс». Сэр Джон Стюарт отмечает элегантную внешность Уильяма Лайонса, и то, что основатель Jaguar Cars по натуре своей был интровертом.
Когда в конце 80-х годов Jaguar Cars переживала трудные времена и мало кто, кроме сэра Джона Игана, верил в спасение бренда, Летающий Шотландец выразил надежду, что компании «удастся удержаться на плаву». Он был уверен в том, что «Jaguar всегда был великим представителем и послом британской автоиндустрии и люди были готовы платить любое количество фунтов, долларов или немецких марок за такой автомобиль». Эти лестные слова, сэр Джон Янг Стюарт повторял не раз и не два в своих интервью.
Между сэром Джоном Стюартом и сэром Уильямом Лайонсом, на первый взгляд, лежит глубокая пропасть. Большая разница в возрасте – Уильям Лайонс был на 38 лет старше Джеки Стюарта. Разный жизненный и профессиональный опыт: бизнесмен и гонщик, кабинетный человек и общественный деятель. Для Лайонса мучением было выступать на публике, он предпочитал эпистолярный жанр, тогда как Джеки Стюарт с легкостью дает интервью и занимается общественной деятельностью.
Но истинно британское здравомыслие, соединенное со столь же британским пристрастием к экстравагантности, объединяют двух великих личностей британского автопрома.