Что стало причиной отказа, охлаждения покупателей и фанатов к блистательному Jaguar XJ220? Или существовало несколько причин? Можно ли выделить основную?
Ответить на эти вопросы непросто, так как эксперты, покупатели, фанаты и другие заинтересованные лица, дают разные ответы. В различных источниках называют разные причины отказа от покупки Jaguar XJ220.
Например, Тим Ламберт указывает на начало спада в экономике, сказавшегося даже на состоятельных клиентах Jaguar Cars. По мнению Т. Ламберта финансовые затруднения не позволили им найти средства для выплаты требуемой суммы. В книге «Автомобили Ягуар» Тим Ламберт не называет точного числа тех, кто не смог заплатить. Таких, по его мнению, оказалось «несколько десятков». Кроме того, Т. Ламберт пишет о другой неожиданно появившейся проблеме. Вопреки договоренностям с Jaguar Cars, владелец TWR Том Уокиншоу выпустил 23 автомобиля JaguarSport XJR15, стилистически похожих на победителей Ле Ман Jaguar XJR9 и XJR12. На XJR15 установили гоночный двигатель V12, ранее заявленный для Jaguar XJ220. С появлением XJR15 серийный XJ220 с двигателем V6, как подчеркивает Тим Ламберт, «утратил часть своей эксклюзивности». Изменение спецификации Тим Ламберт не считает основной причиной отказа от покупки Jaguar XJ220.
Серийный Jaguar XJ220, двигательный отсек
В описаниях Jaguar XJ220 к объявлениям о продаже на аукционах в Silverstone, главной причиной названы “существенные изменения в конструкции”. Эксперты Silverstone Auctions, в отличие от Тима Ламберта, полагают, что это и стало основанием для отказа от покупки Jaguar XJ220. Но более существенным фактором, эксперты Siverstone Auctions называют падение цен на коллекционные автомобили и падение интереса к суперкарам в начале 90-годов XX века. Именно в объявлениях о продаже на аукционе в Сильверстоуне, упоминается о 275 покупателях, согласившихся приобрести серийный XJ220, невзирая на изменения в спецификации. В них же упомянуто о тех, кто отказался купить Jaguar XJ220 из-за изменения цены.
Jaguar XJ220
Итан Джапп (Ethan Jupp), выпускающий редактор портала Goodwood Road&Racing, соглашается с доводами экспертов Silverstone Auctions в том, что самой важной причиной для отказа стали изменения конструкции серийного Jaguar XJ220. Но, кроме упомянутых выше причин отказа ста с лишним клиентов от серийного Jaguar XJ220, Итан Джапп уверенно называет психологические. Растянувшееся на 5 лет производство суперкара, подогревало ожидания тех, кто сделал первоначальный взнос в размере 50 000 фунтов стерлингов. Когда, наконец, серийный Jaguar XJ220, предстал перед нетерпеливыми клиентами в совершенно ином виде, оказалось, что их ожидания не оправдались. И. Джапп полагает, что увеличение цены до £470,000 стало решающим в принятии решений об отказе от суперкара Jaguar XJ220.
Британский автомобильный клуб. Jaguar XJ220
Пытаясь дать простое объяснение сложному явлению, некоторые утверждают, что суперкар XJ220 появился в неподходящее для него время. Если бы Jaguar Cars удалось выпустить XJ220 на год полтора раньше, то судьба была бы куда благосклоннее к этому автомобилю. Эпоха суперкаров, по мнению тех, кто ссылается на несвоевременность, к началу 90-годов XX века закончилась.
Jaguar XJ220 в мастерской Дона Лау
Из этого можно сделать осторожный вывод, что причин для отказа покупателей от Jaguar XJ220 было несколько. Скорее всего, каждая из них сыграла роль в драме “Последний суперкар XX века”, но ни одна не может претендовать на «главную роль». Для окончательных выводов нужны первоисточники: переписка руководства компании с Томом Уокиншоу, покупателями и дилерами, протоколы заседаний совета директоров, финансовые и производственные отчеты. Пока нет возможности заглянуть хотя бы мельком в эти документы, остается только делать предположения и спорить о причинах случившегося с Jaguar XJ220.
В споре не рождается истина, но едва ли не любой спор подпитывает интерес, не дает угаснуть памяти об одном из самых привлекательных и красивых автомобилей прошлого века.