История Jaguar XK120 и его потрясающего успеха изучена вдоль и поперек. Незаурядный, великолепный, быстрый, стремительный, красивый, элегантный – так описывают автомобиль, созданный почти 70 лет назад.
Двигатель серии XK мощностью 160 л.с. и объемом 3,4 литра оказался настлолько эффективным, что вплоть до начала 80-годов в модифицированнос виде его ставили на автомобили Jaguar. Звездные и рядовые владельцы с удовольствием садились за руль Jaguar XK120, чтобы провести время в кругу семьи, отправиться на работу или произвести впечатление на поклонников.
С самого начала XK120 поражал спортивными достижениями: победа в Сильверстоуне в 1949 году, завоевание Альпийского кубка в 1950-м. Яркая победа молодого, подающего надежды гонщика Стирлинга Мосса на Турист-Трофи в Северной Ирландии в 1951 году. Не заметить и не пожелать стать владельцем этого великолепного автомобиля было просто невозможно.
В чем причина такого успеха? Почему спустя долгие годы Jaguar XK120 остается в центре внимания не только фанатов бренда, но и дизайнеров? Что особенного сделал Уильям Лайонс?
По словам Боба Найта, одного из ближайших сотрудников сэра Уильяма, все дело в самом Уильяме Лайонсе, его характере и таланте. Однажды Найт решил разузнать о подходе Лайонса к дизайну. Не сразу, но упорство Боба Найта было вознаграждено, он получил от сэра Уильяма ответ, достойный того, чтобы привести его дословно.
Все, чем я занимался Найт, так это старался делать красивые автомобили. Никаких хитроумных штучек, просто красивые машины.
Действительно, будучи художником от природы, обладавшим незаурядным чувством стиля, пониманием значения баланса и пропорций, Уильям Лайонс безошибочно выбирал наиболее подходящие формы для своих автомобилей. Лайонс был хорошо знаком с образцами предвоенного дизайна кузовного ателье Figoni&Falashi для автомобилей Talbot Lago. Вероятно, ему нравился дизайн Figoni&Falashi и в Jaguar XK120 невозможно не заметить черты довоенных Talbot Lago.
Но в отличие от избыточного и даже вычурного дизайна Talbot Lago 150 SS, дизайн Jaguar XK120 иной. Сдержанный и суховатый, простой, где каждая линия имеет смысл, изящный и при всем этом значительный и легкий одновременно. Так можно охарактеризовать дизайн XK120 – любимого автомобиля Америки послевоенной эпохи.
Казалось бы, что может быть проще и легче, чем принципы дизайна, декларированные Уильямом Лайонсом. Все, что нужно, так это следовать им, вдохновляться ими, а если не удается, то скопировать или подражать. Однако простым следованием, тем более копированием подхода сэра Уильяма Лайонса к дизайну, вряд ли удастся добиться успеха.
Причина этого чрезвычайно проста. Лайонс обладал врожденным чувством стиля и потому он выпускал такие красивые автомобили. Он всю жизнь бережно хранил и развивал это чувство, благодаря чему автомобили Jaguar и становились эталоном не только инженерной мысли, но и дизайна.