Почему закрывают проекты? Все дело в тщеславии, страхе, лени и невежестве.
Типичные и неискоренимые свойства человеческой натуры, с блеском описанные в английской и русской литературе, были и остаются с нами. Ни одна промышленная революция, а теперь и глобализация не обходятся без великих носителей этих проявлений human nature.
Британский Daimler
В мае 1960 года сэр Уильям Лайонс купил одну из самых известных в Соединенном Королевстве автомобильных компаний – Daimler.
Компания Daimler основанная в 1893 году Фредериком Симмсом, уже через три года в 1896 году первой стала производить автомобили в Соединенном Королевстве. Завод Даймлер в Ковентри стал первым автомобильным предприятием Великобритании, а графства Midlands – сердцем британского автомобилестроения.
Автомобили Daimler всегда относились к сегменту luxury cars. До того, как Rolls-Royce, Bentley и Jaguar заняли места в королевских гаражах, там прочно обосновался Daimler. В 1900 году принц Уэльский (Альберт Эдуард или Берти), будущий король Эдуард VII заказал компании Даймлер автомобиль. Через 10 лет примеру отца последовал сын Георг Фредерик Эрнест Альберт a.k.a. Георг V, заказавший еще один королевский Daimler. Гараж Его Величества короля Георга VI также украшал изумительный Daimler.
Роскошные интерьеры (кожа, хрусталь, позолота), элегантный кузов (ателье Hooper) и мягкий, сильный почти бесшумный мотор от Чарльза Найта. Таким был рецепт шикарного автомобиля с начала до середины XX века. Эталон автомобильной моды, настоящий аристократ средств передвижения с ДВС, автомобили Daimler отличались от Jaguar.
Спортивный и быстрый Jaguar смотрелся легкомысленно и несерьезно. Даже представительские Ягуары на фоне аналогичного Даймлера выглядели бесшабашными щенками. Рядом с аристократичными, утонченными лимузинами Daimler, вальяжный и крупный Jaguar Mark X напоминал первых баронетов или нуворишей. Успех Ягуаров на гоночных трассах и американском рынке ничего не менял.
Может быть, Уильям Лайонс купил Daimler в тайной надежде поставить несколько Jaguar’ов в гараж Виндзоров? Стать полноправным игроком рынка лимузинов, дорогих и престижных автомобилей? Щелкнуть по носу Mercedes и General Motors?
Да, да и еще раз да! Лайонс был не только проницательным бизнесменом с выдающимся стилистическим чутьем. Он был тщеславен и особенно чувствителен к вниманию особ королевской крови и тех, кто причислял себя к таковым.
По свидетельству Йо Эрдманса президента Jaguar Cars Inc., как только «он стал сэром Уильямом Лайонсом все изменилось. До того он всегда устраивал у себя дома рождественский ужин, на который приглашал главных менеджеров компании. Когда же он стал сэром, он перестал приглашать к себе на обед или выпивку даже Хайенса и Уиттакера».
Практичный Уильям Лайонс
Но тщеславию редко удавалось одержать верх над бизнесменом Уильямом Лайонсом. Отказ от рождественских ужинов в компании ближайших сотрудников – единственная победа тщеславия.
Лайонс, приобретая компанию Daimler, знал, что там занимались не только роскошными автомобилями. Следуя традиции милосердия и благотворительности, хорошо оплаченных бюджетом английских городов, Daimler производил городские автобусы. Знаменитые двухэтажные автобусы (double decker) для тех, кто не мог купить автомобиль.
Еще одна традиция предписывала бизнесменам начала и середины XX века не пренебрегать заказами Британского Адмиралтейства. На заводах компании Даймлер производили авиационные двигатели и броневые машины. Словом, Лайонсу досталось разнообразное и сложное хозяйство, управиться с которым было непросто.
Очевидно, что Лайонса не интересовало производство броневиков по заказу Адмиралтейства или двухэтажных автобусов для простого человека. Куда важнее были автомобили компании Daimler: спортивный SP250 с кузовом из фибергласса и помпезный Majestic Major.
Первый славился дизайном и великолепным мотором V8 объемом 2,5 литра. Второй любовью коронованных особ, мощным и надежным двигателем V8 и объемом 4,5 литра. Этот мощный и надежный V8 от Daimler и стал камнем преткновения при слиянии компаний.
Закрытый проект
К моменту покупки инженеры Jaguar Cars работали над аналогичным двигателем собственной конструкции. Новый двигатель Jaguar отличался от даймлеровского углом наклона цилиндров и звучанием, что было едва ли не главным требованием сэра Уильяма для разработки собственного мотора.
Два Уильяма Лайонс и Хайенс наверняка понимали и осознавали, что два мотора V8 объемом 4,5 литра это чересчур даже для такой компании как Jaguar Cars. Инженеры компании Лайонса не горели желанием «доводить до ума» чужой мотор или делиться опытом с теми, кого они считали «новичками». Работу над двигателем Daimler свернули, отдав предпочтение собственному, хотя и несовершенному мотору.
Интересно, что наличие в линейке Jaguar Cars XK120, XK140 и XK150, не помешало еще 4 года выпускать SP250 – прямого конкурента великолепных спортивных Ягуаров.
Злые языки, попросту говоря, сплетники до сих пор уверены, что причиной отказа от даймлеровского мотора оказался банальный страх. Великий и ужасный Уильям Лайонс боялся чужого успеха и не переносил его. Опасения, что представительский Jaguar с «родным двигателем» проиграет конкуренцию представительскому Даймлеру и есть главная причина отказа от моторов Daimler.
Почему закрывают проекты? Трудно, а порой невозможно преодолеть человеческую натуру. Страх оказывается сильнее, а тщеславие изобретательнее наших усилий и намерений.