Yandex Metrika
Ян Каллум и реплика Jaguar Mk 2
Истории и личности Jaguar

Мечтатель из Шотландии прощается с Jaguar

Есть личности, олицетворяющие время. Такими были Малколм Сайер и Джованни Батиста Фарина (Пининфарина), создавшие автомобили, чей дизайн опередил время и до сих пор является эталоном.

 

Кризис – утраченные иллюзии

У них, творивших в умиротворяющие 50-е и громокипящие 60-е годы прошлого века, не было ограничений. Безопасность, расход топлива, цена и эксплуатационные издержки, почти не занимали их умы. Даже жуткая катастрофа в Ле Ман в июне 1955 года всего лишь обозначила необходимость защиты гонщиков и автолюбителей от катастроф. Они творили в автомобильном мире еще не скованным правилами, стандартами и тестами на безопасность.
Правила и ограничения достались тем, кто пришел им на смену в 70-годы. В то время для карьеры в автомобилестроении нужны были либо сверхъестественная уверенность в собственных силах, либо благословенное незнание. Первый кризис мирового автопрома поставил с ног на голову привычные представления о главных ролях.

Ford Granada 1979 год
Ford Granada 1979 год

Неожиданно выяснилось, что большие американские автомобили больше не могут быть ежедневными помощниками семьи. Она больше не могли быть маркером престижа тех, кто имел достаточно денег для покупки дорогого бензина. Мало того, моду на автомобили стали диктовать японские производители самобеглых колясок, погрузив грандов американского и отчасти европейского автомобилестроения в уныние и когнитивный диссонанс.

Самолюбию – вечному двигателю больших и малых дел в бизнесе, столь свойственному американским и европейских автопроизводителям, в 70-годы XX века был нанесен болезненный удар. Хаотичные и отчаянные попытки вернуться на первое место, дорого обошедшиеся американскому автопрому, привели к тому, что молодые инженеры и начинающие дизайнеры отказывались начинать карьеру у Форда или в General Motors.

Mitsubishi Motors в Америке

Тех, кто все же решил стать частью упомянутых выше компаний, считали недальновидными безумцами, добровольно закапывающими свои таланты в полуживой отрасли. Но находились и те, кто готов был к тому, чтобы пойти наперекор общепринятым суждениям и благоразумным решениями. Одним из тех, кто решился на это был Ян Каллум.

Безумство храбрых

Ян Каллум выходец из шотландской семьи среднего класса, стараниями родителей получил добротное начальное и среднее образование. Затем фанат автомобилей Jaguar поступил в Ланчестерский политехнический колледж, но не остановился на этом и стал студентом Абердинского университета. Там Я. Каллум получил знания, необходимые для начала карьеры промышленного дизайнера. Следуя совету Уильяма Хайнса, главного инженера Jaguar Cars, получить хорошее образование дизайнера, Ян Каллум решил, что школа искусств в Глазго и Королевский колледж искусств в Лондоне укрепят его позиции.

William Hyens ответ

Он не ошибся и в 1979 году поступил на работу в Ford Motor Co., где отшлифовал дизайнерские навыки, получил возможность изучить автопром Японии и Италии. Через 11 лет тяжелой работы у Форда, Ян Каллум решил попробовать свои силы в крошечном дизайнерском подразделении гоночной компании Тома Уокиншоу.

Риск оправдался. Молодого и талантливого дизайнера заметили в Aston Martin. Союз оказался не слишком прочным и долговечным, но очевидно плодотворным. Организация разработки Aston Martin DB7, концепт-кар DB7 Vantage. Даже этих двух автомобилей вполне достаточно, чтобы прослыть умелым менеджером и талантливым автомобильным дизайнером.

Aston Martin Vantage Яна Каллума
Aston Martin Vantage Яна Каллума

Когда в 1999 году скончался Джеф Лоусон, директор по дизайну Jaguar, в Ford Motor не сомневались, что его преемником должен быть Ян Каллум. Во-первых, он знал, как работает большая корпорация, подобная Форд, а, во-вторых, у него было редкое сочетание таланта дизайнера и способностей менеджера. В-третьих, это сочетание позволяло немного сэкономить на зарплате, чем издавна славится компания Ford, платившая своим служащим достаточно, но никогда не переплачивавшая.

С 1 июля 2019 года Ян Каллум перестанет быть главным дизайнером Jaguar. Он уходит, передавая дела многолетнему соратнику Джулиану Томсону.
Чем займется этот талантливый и полный творческих сил человек? Пока об этом ничего не известно. Есть только интригующая стартовая страница персонального сайта Яна Каллума. Остается только ждать.


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок: 5.00 из 5)

Leave a Reply