В ночь с 3-го на 4-ое января, на Consumer Electronics Show (Выставка потребительской электроники) в Лас-Вегасе состоялась одна необычная и довольно странная премьера.
Довольно известная в узких кругах компания Faraday Future представляла прессе новый… автомобиль. Именно автомобиль, а не очередной умный домашний гаджет вроде утюга, включающегося к приходу хозяина с работы.
На этой долгожданной пресс-конференции присутствовал и журналист из Automobile Magazine Джонатан Клейн. Ему мы обязаны короткой и скептической заметкой о состоявшейся премьере автомобиля FF 91.
По словам Джонатана Клейна, толпа нетерпеливых и прекрасно разбирающихся в технике и автомобилестроении журналистов, была чрезвычайно заинтригована. И не только заявленными техническими характеристиками FF 91, но всем, что случилось в компании Faraday Future задолго до презентации.
Неурядицы с руководством компании – начальники, особенно, большие, менялись как перчатки. Долги компании росли также быстро, как менялись топ-менеджеры, разрастались слухи о трудностях с разработкой амбициозного FF 91. Похоже, руководство компании, подталкиваемое инвесторами, в надежде на положительный результат, не стало ждать открытия 8 января 2017 года крупнейшего автосалона в Детройте и представило FF 91 на CES в Лас-Вегасе.
Джонатан Клейн, описывая презентацию, был тем, кого можно назвать доброжелательным скептиком. Описывая, как и положено журналисту солидного издания, достоинства FF 91: дизайн кузова, разгон до 100 км/ч всего за 2,39 секунд и полный привод, Клейн не мог не отметить и некоторые странности.
Как и любому, кто пишет об автомобилях, Джонатану Клейну хотелось понять отчего для состязаний с Tesla S P100D был выбран мало кому известный и к тому же, короткий (всего 8 км) гоночный трек в Ирвиндейле. Не потому ли, что именно на короткой дистанции FF 91 может продемонстрировать способность разгоняться и, в конечном итоге, перегнать Tesla? Может быть, этот трек был выбран и для того, чтобы скрыть другие недостатки автомобиля. Возможно, что на трек в Ирвиндейле выбора пал еще и потому, что FF 91 не выдержал бы транспортировки и его пришлось бы долго, очень долго приводить в чувство.
Если верить Д. Клейну, то на трассе и во время демонстрации других функций, FF 91 скрипел и кряхтел, как древний старик. Мало того, во время демонстрации автоматической системы парковки, FF 91 замер на половине пути и так и не смог сдвинуться с места. Вряд ли можно спорить с выводом Джонатана Клейна о том, что конструирование и производство автомобилей – трудная, порой тяжелая работа. Тем более, если ее приходится строить с нуля и почти без денег, как это происходит с Faraday Future. С таким background’ом состязаться с Tesla – это едва ли не героизм.
Мы вступаем в новую эру автомобилестроения, в эпоху, когда там меняется всё и пока непонятно, кто же окажется победителем, а кто навсегда уйдет из отрасли. Сто лет назад, в начале XX века, мы уже сталкивались с аналогичной ситуацией. Тогда, автомобилестроителей считали в лучшем случае, городскими сумасшедшими, а господство лошадей казалось незыблемым. Но уже к середине прошлого века мы увидели господство средств передвижения с дизельными и бензиновыми двигателями. Лошади стали предметом роскоши – автомобиль рутинным средством не только передвижения, но и образом жизни горожан.
И также как сто лет назад, в наши дни началась гонка за победителем. Кто победит Tesla? Кто сможет встать рядом с ней? За кем будет последнее слово в производстве EV-автомобилей? Когда можно будет купить автомобиль с водородным двигателем?
На эти вопросы мы получим ответы в ближайшие пять лет, а может быть и меньше.