Есть расхожее мнение, что только война в состоянии повлиять на технический прогресс и только благодаря ей случаются технические революции.
Когда заканчиваются войны
Окончание Первой мировой войны стало началом массовой автомобилизации Европы и колоссальных социальных сдвигов в обществе. Вторая мировая война, главной силой в которой была техника: самолеты, танки, автомобили и радиосвязь, сделала технические средства тем, чем они все еще являются.
Самая большая и разительная перемена произошла с автомобилями. Колоссальный опыт, полученный автомобильными компаниями, занятых производством военной продукции, для Jaguar Cars оказался чрезвычайно ценным. И если первые модели послевоенных Ягуаров, ничем не отличались от тех, что производили накануне WWII, то в ноябре 1948 года произошло одно из самых значимых событий послевоенного автомобилестроения не только в Британии.
В 1948 году, после нескольких мрачных лет (grimmest years), в Earl’s Court открылся первый послевоенный автомобильный салон. Лондон, где все еще были заметны следы бомбежек нацистской авиации, был самым подходящим местом для этого. Британский автопром предстал на этом салоне, если не во всей красе, то в потрясающем многообразии марок.
Aston Martin, Morris Minor, Austin, Sunbeam, Lagonda Vauxhall и, конечно, Jaguar показали свои лучшие модели. Большинство представленных в Earl’s Court автомобилей, имели «довоенные корни» и скорее были свидетельством того, что автомобильная промышленность Британии жива. Правда, одна единственная модель автомобиля, демонстрировала потрясающую жажду жизни.
Это был Jaguar XK120, разработанный исключительно для участия в гонках и не планировавшаяся к серийному производству. Невероятный, исключительный успех на выставке, где посетители толпились только у стенда с XK120, заставил Уильяма Лайонса изменить планы. Автомобиль запустили в серийное производство, хотя основные покупатели этого чуда техники и дизайны жили за океаном, он стал материальным воплощением послевоенного автомобилестроения в Британии.
Правда, еще более масштабные изменения происходят, когда заканчиваются пандемии и эпидемии. Возможно, что это не так заметно, да и по сравнению с войной не так уж значимо, но это так.
Пандемия и автомобили
Катастрофическая эпидемия чумы, началась в 1347 году в Константинополе, в 1348 году, распространилась с быстротой лесного пожара на Италию, Францию, Германию, Испанию и Англию. Продолжила тлеть, как торфяники, в 1349-1350 году на окраинах Европы и, наконец, добралась в 1353 году до Исландии, навсегда изменила все эти страны. Ни одна из них уже не вернулась ни к тем отношениям, ни к той экономике, которые до эпидемии представлялись незыблемыми и вечными.
Рабочих рук стало меньше, стоимость труда увеличилась, появились механизмы, облегчавшие труд ткачей и крестьян, торговля и банковское дело преобразились в почтенное занятие. Зародился средний класс и началась эпоха, названная в XIX веке Возрождение/Ренессанс.
Спустя 500 с лишним лет, пандемия испанского гриппа (испанка), начавшаяся в январе 1918 года, столь же кардинально повлияла на окружающий мир. Молодые люди, уцелевшие в мясорубке Первой и выжившие в этой пандемии, стали иначе относиться к собственной жизни. Развлечения, развлечения и еще раз развлечения – таким был девиз жизни молодых мужчин и женщин в Праге, Лондоне, Париже, Берлине и других европейских городах. Так в Европе начинались Roaring Twenties (Ревущие двадцатые).
Чарльстон, полупрозрачные и сексуальные вечерние платья, юбки до колен, короткие стрижки, мягкие воротнички мужских сорочек, шумные развлечения, гольф, теннис, горные лыжи.
А еще вечеринки и знаменитые автомобильные гонки, которые устраивали Bentley Boys. Все это признаки Ревущих двадцатых, с их неодолимым стремлением к наслаждению в любое время и любой ценой.
Именно так мы видим 20-годы прошлого века: время развлечений, большинство из которых было новым и доступным большему числу людей, чем в конце XIX века.
Но среди молодежи были и те, кто вел себя иначе и затевал собственное дело, чтобы прилично заработать на всем, чего так жаждали те, кто имел возможность развлекаться. Одним из них был Уильям Лайонс, который прекрасно понимал, что нужно было молодым людям. Лайонс начал свое дело и осваивал искусство продажи автомобилей в те самые roaring twenties.
Пандемия испанки косвенным образом стала причиной появления легендарного автомобильного бренда Jaguar. Об этом в следующей статье.