В декабре производители автомобилей считают награды. Забава давнишняя, целиком и полностью учитывающая такие свойства human nature, как тщеславие и самолюбие.
Бантики и фантики
Таблоиды, медийные сайты и сайты автомобильных журналов во второй половине года заполняются результатами конкурса на лучший спорткар, кроссовер, седан, городской автомобиль года etc. Время от времени устраиваются пышные торжества, где вручают награды победителям. Последние с приличествующей скромностью и достоинством получают награды, и благодарят оргкомитет за выбор. Отточенные до мелочей, идеальные церемонии награждения не менялись больше 10 лет.
Количество бантиков и фантиков, которыми обрастали производители автомобилей увеличивалось год за годом. Учредители, не желая оставить без награды ни одну из разновидностей автомобиля и потрафить крупнейшим производителям, разрезали премию за «Лучший автомобиль года», на кусочки. Присуждать премию в одной единственной номинации стало немодным. Любая причуда грандов автопрома не должна была остаться без награды.
До марта 2018 года обсуждение номинаций, номинантов и лауреатов проходило, как часто пишут, в узком кругу профессионалов отрасли. Мало того, даже производители, эксперты и журналисты, теряли интерес к тому, чей автомобиль назовут «лучшим кроссовером в премиум классе», а какой покорит вершину номинации «лучший седан». Сложно с интересом, не говоря уже об энтузиазме, оценивать 125-ю модификацию давным-давно известной модели BMW или Renault.
Интересно, что даже появление в номинациях электробилей Tesla мало что изменило в отношении к выбору лучшего автомобиля года или страны. Еще интереснее то, в какой номинации электромобили Tesla становились победителями:
- Лучший автомобиль года и лучший американский автомобиль;
- Самый желанный, стильный и роскошный автомобиль Норвегии, Швейцарии и Америки;
- Инновационный и зеленый автомобиль;
- Любимый автомобиль читателей Road&Track, Auto Guide, Moto Trend.
Главное – любая модель Tesla номинировалась как автомобиль, а не электромобиль. Сущность Tesla, замечательного творения Илона Маска то ли игнорировалась, то ли не почиталась за что-то важное и значимое для автомобильного мира. Номинации Tesla скорее забавные, чем настоящие, указывали на место электромобилей в представлении автомобильных грандов Америки и Европы.
Революция в номинации “Лучший автомобиль года”
Вокруг электромобилей Tesla было много шума и праздных разговоров, насмешек и насмешников. Tesla допускали на цветочную церемонию: постоять рядом с пьедесталом и вдохнуть аромат славы гигантов автопрома. Казалось, что так будет всегда или еще очень, очень долго. Но не бывает никакого навсегда.
Пока Volkswagen Group оправдывалась, Mercedes и BMW собирали информацию и думали, в Jaguar Land Rover работали. Скромная по сравнению с Mercedes и BMW компания сделала то, что упомянутые гиганты только собирались.
Компания JLR запустила производство первого электрического внедорожника Jaguar I-PACE и нашла изрядное число покупателей. Популярность первому электромобилю классического автопроизводителя обеспечили: дотация правительства Ее Величества и 292 километра пробега на одной зарядке. Помимо этого, комфортный и бесшумный салон.
Внезапно обнаружилось, что электромобиль реальное средство передвижения. Не игрушка и причуда Илона Маска и его поклонников. Не будущее автомобилестроения, а его настоящее с успехами, неудачами, проблемами и глобальными переменами в мировом автопроме.
Сейчас, когда электромобили из гаджета для избранных шаг за шагом перебираются в категорию премиальных гаджетов, они все еще дорогое удовольствие. За Jaguar I-PACE в Соединенном Королевстве придется выложить больше £60,000 и тех, кто сделал это оказалось немногим более 160 тысяч человек.
Но даже это малое (в мировом масштабе) число обладателей Jaguar I-PACE привело к тому, что старейший автомобильный журнал Великобритании Auto Express ввел новую номинацию «Премиальный электромобиль года».
Первым в этой номинации стал I-PACE, «опирающийся на наследие компании в деле технологических инноваций» и «полностью использовавший потенциал, который предлагает электромобиль».
Так, летом 2018 года мы оказались в настоящем, о котором пока так мало знаем. Об этом во второй части статьи.