Реставрация классических автомобилей: бизнес или искусство?
Ответить на этот вопрос одновременно и просто, и сложно. Как любой вопрос, которым мы задаемся, рассматривая шедевр, он не имеет простого ответа.
Аутентичная реставрация классических автомобилей и Jaguar не являются исключением, с высочайшими требованиями ко всем без исключения частям автомобиля – это солидные затраты. Причем, не только денег, но и того, что принято называть скучным термином «трудовые ресурсы». То, что реставрация классических автомобилей, особенно, E-Type большой бизнес с приличными доходами, не могли не заметить в компании Jaguar.
В Ковентри, в штаб-квартире компании JLR был создан специальный департамент, названный Classical Works. Там занимаются реставрацией исторических автомобилей Jaguar, Land Rove и Range Rover. Первыми автомобилями, восстановленными специалистами Classical Works стали Land Rover 1-й серии, а также первый Range Rover. Затем, пришла очередь автомобилей Jaguar.
Первым из 10 автомобилей Jaguar, отреставрированных в Classical Works стал Jaguar E-Type Series 1 с двигателем объемом 4,2 литра и кузовом coupe. В этой первой реставрации серийного автомобиля, активное участие принимали специалисты Отдела Специальных Операций (ОСО) компании JLR. На их счету было участие в программе воссоздания двух знаменитых моделей автомобилей Jaguar – E-Type Lightweight и XKSS. Коммерческий успех проекта по воссозданию Lightweight и XKSS, был бы невозможен без уникальных профессиональных навыков инженеров и техников ОСО.
Ремесло и ремесленные навыки вплоть до конца XX века мало кто считал искусством. Когда и как все изменилось, в какой момент времени опять стала цениться ручная работа и высокий профессионализм, пусть выясняют искусствоведы и историки. В случае с классическими автомобилями важно другое: автомобиль классической эпохи становится шедевром, тогда как современный автомобиль превращается в гаджет.
Классический автомобиль с кожаными сиденьями, механической и даже автоматической коробкой передач, изгибами кузова и ветрового стекла, фарами и зеркалами заднего вида, у многих вызывает трепет и волнение. Захватывающие дух линии кузова XK120 или E-Type, приводят в восторг и напрочь изгоняют мысли о неудобстве того же E-Type.
Отчего мы не задумываемся над тем, что для любого из нас, чей рост превышает пять футов, а вес тоже нельзя считать минимальным, сесть в E-Type может стать проблемой? Что именно в любые классические автомобили делает нашу память избирательной? Вряд ли есть лаконичный и однозначный ответ на эти вопросы.