Генри Форд, как гласит легенда, однажды сказал: “Ваш автомобиль может быть какого угодно цвета. Главное – он должен быть черным”.
Так говорил гениальный бизнесмен, отец-основатель Ford Motor Company о легендарном Ford Model T или Tin Lizzie (Жестяная Лиззи). Черный цвет первого серийного/индустриального автомобиля надолго стал alter ego Жестяной Лиззи.
Но до того, как Генри Форд сказал это и приступил к массовому выпуску Tin Lizzie, цвета автомобильных кузовов и даже моторов отличались поразительным разнообразием. В отличие от современных, первые автомобили окрашивали во все цвета радуги и с потрясающим наше воображение количеством оттенков и сочетаний цветов. О буйстве красок тех далеких времен напоминают ежегодные Конкурсы элегантности автомобилей на вилле Д’Эсте в Риме и в Pebble Beach (Калифорния, США).
Удивительно, но даже на фотографиях потрясает разнообразие и сочетание цветов: синий и лазоревый, черный и оранжевый, кремовый, светло-серый, небесно-голубой, цвет топленых сливок и терракотовый. На редкость смелые сочетания цветов в одном автомобиле, появились благодаря готовности производителя и продавца выполнить любой каприз покупателя.
При желании и наличии изрядной суммы, можно было заказать кузов и дизайн салона автомобиля в знаменитой кузовной мастерской. К услугам требовательных покупателей первых автомобилей были знаменитые кузовные ателье с вековой историей.
В Великобритании – мастерская Хупера (Hooper), поставлявшая королевской семье в начале XIX века кареты, а затем изготовлявшая кузова для королевских Rolls-Royce.
Америку прославило кузовное ателье Брюстера (Brewster) с ее знаменитыми кузовами нежных пастельных и насыщенных оранжево-красных цветов.
Буйство красок сузилось до небольшого спектра с началом индустриального, массового производства автомобилей. Генри Форд выяснил, что черная краска высыхала быстрее других и черный цвет стал главным для Ford Model T. В стремлении сделать Жестяную Лиззи не только лучше, но и дешевле, Генри Форд, больше 10 лет игнорировал запросы покупателей. Только жесточайшая конкуренция и растущий спрос на автомобили других цветов, заставили изменить цветовую стратегию компании.
После Второй мировой на короткое время, цветовое разнообразие автомобилей одержало верх. Лиловый Porsche Carrera и Aston Martin DB4 в Goodwood Green и, конечно, Jaguar XK120 в исключительном цвете бордо. Уместно вспомнить о длительном и плодотворном сотрудничестве Jaguar Cars и Daimler – плавные линии кузова, удобные и элегантные интерьеры.
Цвет современных автомобилей отличается скудостью цветов и оттенков, двухцветные автомобили большая редкость.
Яркие цвета и покраска кузова на заказ недоступны большинству покупателей и мрачное однообразие цветов современных автомобилей удручает. Даже главному дизайнеру Jaguar Яну Каллуму не под силу изменить цветовую тенденцию. Все, что он может – разрисовать в стиле граффити парочку автомобилей Jaguar: F-Type и XKR.