В 2019 году исполнится 30 лет самой знаменитой и противоречивой сделке мирового автопрома XX века. Тридцать лет назад, в ноябре 1989 года компания Jaguar Cars стала частью Ford Motor Co.
За прошедшие 30 лет мировая автомобильная промышленность изменилась до неузнаваемости, владельцем Jaguar Cars является Tata Motors, но споры о сделке с Ford Motor не прекращаются.
Содержание:
Знаменитая сделка
Почему сделка с Форд в отличие от более чем сомнительного договора сэра Уильяма Лайонса с British Motor, не принимается и осуждается частью поклонников? В чем причина упрямого отрицания не только технической и технологической благотворности, но и сохранения бренда в результате перехода компании и бренда Ягуар под сень Ford Motor Co?
Скорее всего, дело в обидном для Jaguar Cars сравнении. В легендарном сравнении цехов компании в Броунс Лайн с автозаводом ГАЗ в Горьком (теперь Нижний Новгород). Донельзя обидном, потому что принадлежит типичному англичанину Уильяму Хайдену топ-менеджеру Форд Мотор, отвечавшему за производство в Европе.
Здесь надо сделать небольшое отступление и написать пару абзацев по какой причине Билл Хайден сравнил Броунс Лейн с Горьковским автозаводом.
Горьковский Автомобильный Завод (ГАЗ), основан в 1929 году при непосредственном участии компании Ford Motor. Легковой автомобиль Форд A и грузовик Форд AA много лет оставались единственными моделями, выпускавшимися в Горьком.
Корпуса первенца советского автомобилестроения, спроектировали в архитектурном бюро Альберта Кана, прозванного «Архитектор Детройта». Альберт Кан и двадцать пять его сотрудников, кроме производственных и сборочных цехов в Горьком, спроектировали более 500 промышленных объектов советской индустриализации. Техническое руководство масштабным строительством по проекту мастерской А. Кана, находилось в руках еще одной американской фирмы – Austin.
Карьера Уильяма Хайдена, сына докера из Восточного Лондона, с самого начала прямо или косвенно была связана с Ford Motor. Начиная с середины 70-годов прошлого века, У. Хайден сделал блестящую карьеру в Ford of Europe и к моменту заключения сделки компаний Форд и Ягуар занимал должность вице-президента.
Эмоциональный и жесткий характер Хайдена, равно как и его любовь к техническим новинкам и строжайшему порядку на производстве, не были секретом в автомобильном мире Запада. Но отмечая эмоциональность, непосредственность или прямоту топ-менеджера с опытом и послужным списком, подобными тому, что были у Билла Хайдена, нужно помнить, что это может быть хорошо отработанным приемом.
С большой вероятностью, досадное и задевшее работников Jaguar Cars отождествление любимого и несравненного (по их мнению) Browns Lane с совершенно неизвестным советским предприятием, появилось неслучайно. Незадолго до визита на Browns Lane, У. Хайден побывал на заводе в Горьком, который к тому времени, весьма условно можно причислить к истории бренда Форд.
Легендарное сравнение
Что же увидел Билл Хайден в Горьком?
В интервью журналу Autonews Хайден сказал: «Я видел рабочих, наносивших краску на крышу автомобиля, не зачищая птичий помет, оставленный голубями, свободно летающими под крышами заводских цехов».
Для того, кто привык к иному устройству и отношению к производству, такое отношение было неприемлемым. По этой причине, увидев, как рабочие в Browns Lane терпеливо возятся с дорогостоящим деревянным шпоном, не обращая внимания на окружавший их беспорядок, Уильям Хайден высказался жестко и бескомпромиссно.
Оказалось, что сопоставление таких разных автомобильных производств может быть не только убедительным, но и благотворным.
Несмотря на обидную параллель, по сути дела, горькую правду, многие поняли, что Билл Хайден прав. Среди тех, кто принял и признал его правоту, были директор по дизайну Джефф Лоусон и Майк Бисли производственный директор Jaguar Cars. Так начинались славные и трудные 90-е бренда Jaguar.
История легендарной фразы о том, что хуже цехов Browns Lane может быть только завод ГАЗ, доказывает, что можно сравнить несравнимое. Например, автомобильный завод в Великобритании с таким же в Советском Союзе.
Однако для эффективности такого сопоставления, надо соблюсти по меньшей мере два условия:
- Правильно выбрать время и объекты для сравнения;
- Быть эмоциональным и уверенным в своей правоте.
Уильям Хайден сделал это мастерски, о чем поклонники бренда Jaguar помнят спустя 30 лет.