Перемены бывают разными. Жить в эпоху перемен трудно и больно. Особенно, когда они, перемены приобретают библейских масштаб.
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно, как познан.
Апостол Павел, 1-е послание Коринфянам
Гадательно, как бы сквозь тусклое стекло
Апостол Павел в одном из своих посланий, сам того не зная, точно описал будущее автомобильной промышленности.
Еще два или три года назад эксперты не сомневались в будущем Mercedes или Jaguar. Все было просто: начало производства электромобилей, строительство зарядных станций и торжество «зеленого» автомобилестроения. Но все оказалось не так просто и теперь будущее мирового автопрома «мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно».
Триумф электромобилей откладывается, автомобилей с ДВС становится меньше, но пока они преобладают на нашей планете. С этим ничего не поделать и остается только искать ответ на разные вопросы. Например, почему это происходит и что стало причиной? Даже у принца Гарри и Меган Маркл, выбравшим для отъезда из Виндзорского замка в день свадьбы, электрифицированный Jaguar E-Type, не получилось увеличить число поклонников электромобилей.
Что же случилось? Ответ простой, незамысловатый и лежащий на поверхности. Совпадение кризиса продаж – автомобили во всем мире продаются все хуже и структурного кризиса автомобилестроения. Именно структурный кризис продолжает влиять на кризис продаж. Судя по тому, как развиваются события вокруг ситуации, в которой оказались гранды автопрома, ждать перемен в лучшую сторону пока не стоит.
Хрустальное стекло
Тот, кто очистит тусклое стекло или заменит его на хрустальное, увидит интересную картину. Печальную и радостную одновременно, так часто бывает и в жизни большого бизнеса.
Оптимизация, реструктуризация, сокращение персонала и рабочей недели. Изменение модельного ряда, язвительные замечания в адрес правительств, президента и чиновников. Новые планы, маленькие успехи, громкие презентации, успешные переговоры о продаже токсичных активов.
В январе 2019 года Jaguar Land Rover сокращает 4500 рабочих мест – такова стандартная цена оптимизации расходов и реорганизации управления. Работники были недовольны, хотя все уволенные из компании могут вернуться на рабочее место, когда дела у JLR пойдут на лад. Трудовое законодательство Соединенного Королевства стоит на страже «интересов трудящихся», что делает жизнь работодателя почти невыносимой. Правда, неизвестно, сколько придется ждать, реально ли такое возвращение, однако столь тонкое понимание свойств human nature восхищает. Конечно, лучше принадлежать к большой корпорации, ощущать заботу профсоюза и администрации, а не быть частью прекариат.
Гранд мирового автопрома General Motors, под чутким руководством Мэри Барра, подает пример того, как несмотря на помехи избавиться от токсичных активов. В апреле того же 2019 года, когда Jaguar Land Rover лавировал, увольняя служащих, президент США Дональд Трамп честно пытался не допустить закрытия автомобильных заводов на территории страны. Соревнование GM и президента США закончилось в пользу компании, потому что то, “что хорошо для General Motors – хорошо для Америки”.
Пережить стихию
Казалось, что неприятности и неожиданности автомобилестроения закончились в 2019 году, но 2020 год начался столь же бурно, как и прошлый. Январь ознаменовался объявлением об уходе Ральфа Шпета с поста CEO компании JLR, а в феврале стало известно о продаже активов General Motors в Тихоокеанском регионе – Австралия, Новая Зеландия и Таиланд.
Рассуждая здраво и даже цинично, обе новости свидетельство того, что топ-менеджмент мирового автопрома, особенно те, кто давно стоит у руля своих компаний, понимают, что нужно делать. Они видят перспективы отрасли и делают все, чтобы пережить идеальный шторм и благополучно пришвартоваться в новом и прекрасном мире электромобилей. Иногда стихию лучше переждать, положившись на интуицию, запасы и здравый смысл.
Даже самый сильный шторм слабеет и наступает время для ликвидации его последствий.