Время, когда Давид Браун был владельцем Aston Martin, считают золотым веком компании. Он начался с рекламного объявления в Times.
О пользе рекламных объявлений в газете
Есть ли польза от рекламных объявлений в газете? Стоит ли тратить время на то, чтобы внимательно их изучать?
Скорее всего, если бы мы спросили об этом Давида Брауна, то ответ был бы утвердительным. Объявление, прочитанное им старейшей британской The Times, изменило судьбу бренда Астон Мартин. Благодаря этому объявлению к названию моделей прибавились буквы DB – инициалы имени David Brown.
Рекламное объявление в газете Таймс предлагало к продаже высококлассный автомобильный бизнес. Заинтересовавшись, Д. Браун выяснил, что за £30,000 он может купить компанию Aston Martin. Через несколько дней он появился в штаб-квартире компании, испытал на треке концепт-кар Atom довоенной разработки модель и завершил сделку. Браун сбил цену до £20,500 и Aston Martin стала его собственностью.
Ни до начала Второй мировой, ни после ее окончания, бренд ничем не выделялся. Бесспорно, Августу Бертелли удалось сконструировать хорошие автомобили, но и только. Автомобили Aston Martin были не из тех, о которых говорят или мечтают купить. Надежный и без изюминки, старомодный, но милый, вызывающий приступ ностальгии о «добром старом времени».
Крепкий середнячок и даже прототип Atom не был чем-то выдающимся или хотя бы заметным. Автомобиль, напоминавший о довоенном процветании, когда всего было вдоволь и можно было не экономить на ремонте. Вот и все, что можно было сказать и написать о достоинствах автомобилей Астон Мартин.
Aston Martin не стал единственным автомобильным приобретением Давида Брауна. В том же 1947 году Браун купил еще одну автомобильную компанию Lagonda. С тех пор компания стала называться Aston Martin Lagonda, именно это сочетание обеспечило ей феноменальный успех.
Спорткар Aston Martin DB2 внешне был еще далек от тех автомобилей, к которым привыкли мы, но это был уже другой автомобиль. Дебют DB2 состоялся в 1950 году на автосалоне в Нью-Йорке и был благосклонно встречен публикой и экспертами. Кабриолет выглядел дерзко и привлекательно, а в основательности купе не было ничего тяжеловесного. Автомобиль был солиден, но не массивен, казалось, что он может летать, так изящны были его формы. Так появился первый по-настоящему роскошный спортивный автомобиль Астон Мартин.
Интерес к новым спорткарам Aston Martin подогревало соперничество с Jaguar. В начале 50-х годов XX века, страстные и увлекательные поединки гонщиков Ягуара и Астона на треке в Гудвуде и видимое соперничество Уильяма Лайонса и Давида Брауна на автосалонах, сделало бренды популярными.
Но всемирно знаменитыми автомобили Астон Мартин стали благодаря новому типу киногероя – Джеймс Бонд агент 007 на службе Ее Величества. В третьем фильме Бондианы Goldfinger основным автомобилем главного героя стал Aston Martin DB5.
Красавец Шон О ‘Коннери и харизматичный DB5 – это сочетание обеспечило славу и всемирный успех бренду Aston Martin.
Правда, как это частно бывает, слава даже всемирная, не в состоянии обеспечить финансовый успех и процветание. Давид Браун очень долго не только покрывал долги, но и решал другие финансовые проблемы Aston Martin Lagonda. Однако топливный кризис и кризис сбыта дорогих спортивных автомобилей в начале 70-годов XX века, привели к тому, что он избавился от компании, предварительно погасив долг в £5,000,000 и продал за 101 фунт стерлингов дипломированному бухгалтеру Уильяму Уилсону.
Конец прекрасной эпохи
В собственности Уилсона компания находилась всего три года и в 1975 году ее основными владельцами стали американцы Питер Спрэг и Джордж Минден. Новым владельцам мы обязаны модернизацией производства и выпуском новых моделей.
Затем последовала очередная смена владельцев и несмотря на то, что в 1982 году Aston Martin получил патент «Поставщика принца Уэльского», дела у компании шли неважно. Финансы по-прежнему лихорадило, спрос на шикарные спорткары то падал, то опять шел вверх, техническое состояние производства мало-помалу приходило в упадок.
Вопреки всему имидж спорткаров Астон Мартин только укреплялся. Благодаря возвращению в Бондиану в качестве автомобиля для хорошего парня и принцу Уэльскому, они стали символом Британии, ее великолепной инженерной школы и оригинального дизайна.
Когда в конце 80-годов прошлого века Ford Motor Co. искал люксовый бренд для закрепления на европейском рынке роскошных автомобилей, то выбрал для этого не только Jaguar, но и Aston Martin.
Под крылом Форда компания преобразилась. Технологическое обновление производства благотворно сказалось на творчестве дизайнеров Астон Мартин, среди которых был и дизайнер Ян Каллум. В 2007 году Форд продал Aston Martin спортсмену и спортивному функционеру, предпринимателю, влиятельному члену Королевского автомобильного клуба – англичанину Давиду Ричардсу.
Очередное изменение структуры владельцев компании случилось в 2012 году. Теперь Aston Martin принадлежит не только Д. Ричардсу, но и нескольким институциональным инвесторам Кувейта.
Бренд Aston Martin – яркое, хотя и не бесспорное доказательство того, что сохранение идентичности бренда возможно даже тогда, когда им владеют иностранцы. Например, рациональное, но в то же время бережное отношение Ford к английским брендам Jaguar и Астон Мартин и сохранил их для нас.