Сэр Уинстон Черчилль, обладавший исключительной способностью к уместным и лаконичным высказываниям, назвал свадьбу принцессы Елизаветы и Филиппа Маунтбеттона «вспышкой цвета».
Королевская свадьба
Королевская свадьба, состоявшаяся 20 ноября 1947 года, кардинально изменила жизнь сына греческого короля, едва избежавшего смерти. Британская канонерка помогла семье Филиппа избежать гибели, но одновременно сделала его бедным родственником династии Виндзоров. Принц Датский и Греческий, несмотря на принадлежность к королевскому роду, едва ли мог рассчитывать стать женихом наследницы английского престола.
Даже встреча с будущей королевой в 1939 году, в Дартмуте, где он прилежно учился в Королевском военно-морском колледже, казалась тогда ничем не примечательной встречей бедного родственника и богатой наследницы. История принца Филиппа, герцога Эдинбургского – это история Золушки, хотя в нашем случае Золушка носила форму офицера флота Его Величества, а не бальное платье.
Женитьба изменила все и для Филиппа началась роскошная жизнь. Теперь он мог позволить себе аристократические развлечения, требовавшие больших денег: игра в поло, скачки и автомобильные гонки. Его коллекция автомобилей внушительна, а его любовь к быстрой езде всего три года назад доставляла неприятности королеве и была поводом для злоязычия в Великобритании.
Обязанности мужа королевы, уклониться от которых от которых у принца Филиппа не было никакой возможности, зачастую бывали скучными. Хотя исполнял он их добросовестно, но оживлялся лишь в те моменты, когда играл в поло, расспрашивал Уильяма Лайонса о Jaguar XKSS. Или рассматривал новый гоночный Aston Martin в поместье Фредерика Гордона Леннокса, 9-го герцога Ричмондского, владельца частной гоночной трассы. Герцог Эдинбургский с приличествующим его положению интересом рассматривал городские автобусы крошечный автомобили для среднего класса. Он даже садился за руль и мог прокатить королеву, но оживлялся только, когда видел и управлял любимым Land Rover’ом или спортивным Aston Martin.
Как быть принцем-консортом
Быть принцем-консортом задача чрезвычайно сложная. Всегда держаться за спиной жены, почтительно дожидаться своей очереди высказать свое мнение. Постоянно помнить о разнице в династической иерархии и скрывать свое недовольство за едкими, порой двусмысленными репликами.
В 1956 году Елизавета II посетила с церемониальным королевским визитом Ковентри. Обязательной частью этого визита были посещение разрушенного нацистскими бомбардировками собора и встреча с рабочими, инженерами и топ-менеджерами компании Jaguar Cars. Посещение завода Jaguar было данью уважения компании, ставшей «Поставщиком двора Ее Величества» в 1951 году. Королева и следовавший за ней принц Филипп бесстрашно прошлись по цехам, внимательно слушали Уильяма Лайонса и, похоже, остались довольным своим верным поставщиком.
Скорее всего, герцог Эдинбургский захотел продолжить знакомство с автомобилями Jaguar и через год, в апреле 1957 года по приглашению британского Исследовательского общества автомобильной промышленности приехал на испытательный полигон общества.
Несмотря на то, что принц Филипп слыл поклонником автомобилей Aston Martin, ему понравился гоночный Jaguar XKSS. Уильям Лайонс остался доволен впечатлением, произведенным этим необычным для того времени спорткаром. Правда, автомобили Ягуар так и не стали любимцами Его Величества, предпочитавшего Астон Мартин.
Филипп герцог Эдинбургский был очень противоречивой личностью. Живой проницательный ум, наблюдательность и образная речь, хотя кое-кто назвал бы герцогскую манеру выражаться язвительной, позволяли ему делать точные замечания.
Например, в 1961 году на встрече с капитанами британской промышленности, он высказался с присущей ему резкостью: «Gentlemen, it’s time we pulled our fingers out».
В переводе на русский: «Джентльмены! Не пора ли вам прекратить бездельничать и заняться делом».
Может показаться, что этот острый на язык принц-консорт, никак не повлиял на компанию Jaguar, но это не так. Его живой интерес к автомобилям помогал британскому автопрому и компании Лайонса выживать, он поддерживал все, что производилось на автомобильных заводах Великобритании.
Этим он заслуживает того, чтобы и на страницах нашего проекта Jaguar Rules мы отдали ему должное.