Пандемия COVID-19 изменила все или почти все. Мир после коронавируса не будет прежним.
Нет доказательства более убедительного, чем закрытые на карантин заводы Jaguar Land Rover, Volkswagen Group, Ford Motor и General Motors. Экономика Китая, США, Германии, Франции и Великобритании, стран в которых производители автомобилей крупнейшие работодатели, зависима от них едва ли не наполовину.
Ловушка, в которую попали все
Однако закрытие завода и остановка производства вовсе не означает, что жизнь на современных автозаводах замирает. Что компании погружаются во мрак неизбежности, а их существование напоминает Декамерон: изоляция и наблюдение за происходящим.
Владельцы, акционеры и топ-менеджеры автомобильных концернов не только профессионалы своего дела, но и более чем влиятельные лоббисты. Они не задумываясь вмешиваются в политику, когда на карту поставлены их интересы.
Яркий пример – Ральф Шпет CEO компании Jaguar Land Rover. Представитель крупнейшего производителя автомобилей Соединенного Королевства и работодателя, обеспечивающего 40 000 рабочих мест в графствах Midlands, он не один раз указывал правительству, чем опасен Brexit. Трудности британского автопрома катастрофически возросли, после начала пандемии.
Заводы, а это не только все завод Jaguar Land Rover, остановлены на карантин, перспективы возобновления производства после 20 апреля призрачны. Китай, где расположены не только автомобильные предприятий грандов мирового автопрома, но и внушительная часть заводов по производству комплектующих, закрылся снова.
Ловушка захлопнулась, все кто в нее попал ищут выход. Найдут или нет покажет будущее.
Автомобиль в XXI веке
Чтобы понять, почему это так трагично, стоит вспомнить о том, что такое автомобиль в XXI веке.
Современные автомобили, даже с ДВС – это большие гаджеты, в которых найдется все. Компьютерные навигационные и развлекательные системы, программы для всего, начиная с дистанционного включения и разогрева автомобиля, заканчивая высокоинтеллектуальными системами контроля за состоянием двигателя.
Уже давно помощь в парковке и подсказки о состоянии дорожного полотна, из категории экзотики перешли в привычную опцию мало-мальски приличного автомобиля. Кондиционеры заменили системы климат-контроля, еще несколько лет назад доступного только для автомобилей представительского класса.
На автомобильную промышленность работают не только те, кто катает листовой прокат, но и те, кто трудится в IT-индустрии. Магия кнопок, USB-ключей зажигания, яркие цифровые экраны с подсказками, благодаря IT-специалистам стали привычными.
Сейчас, когда пандемия накрыла Европу, а Китай пытается не допустить повторной вспышки COVID-19, нам кажется, что этот уютный мир обрушился и уже навсегда.
Это ощущение усиливается, когда читаешь о призывах премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона к бизнесу. Лидер консерваторов, идейный вдохновитель Brexit и глава правительства, неделю назад попросил крупнейших производителей начать производство аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ).
Поможет ли история?
С широко открытыми глазами, умело демонстрируя обеспокоенность нехваткой аппаратов ИВЛ, Борис Джонсон умолял британские подразделения Ford и Airbus начать их производство как можно быстрее. Не забыл он и о своем приятеле Джеймсе Дайсоне, призывая и его включиться в производство. Злые языки сразу же заметили, что Дайсон давний приятель Джонсона и потому премьер решил порадеть «родному человечку», выделив изрядный кусочек из бюджета королевства.
Ирония или сарказм допустимы даже в такой сложной ситуации, но, как бы то ни было, ситуация с эпидемией серьезная. Дополнительные мощности были бы очень полезны для того, чтобы решить проблему наращивания производств оборудования для ИВЛ. Вопрос о том, что можно было бы нарастить мощности уже имеющихся заводов дискуссионный.
Происходящее, особенно интонации и слова, которые премьер Британии использовал в своем обращении, невольно заставили вспомнить о войне, закончившейся 75 лет назад. Роль личности в истории мирового автопрома всегда была огромной.
Вторая мировая война для британской автомобильной промышленности была одновременно испытанием, и приобщением к новому. Новым технологиям, другой организации производства, иному подходу к испытаниям, складским запасам.
Вторая мировая война поменяла планы компании Уильяма Лайонса, заставив переключиться на производство того, что было востребовано армией. Но эта же война, перевернула и представления Лайонса о том, каким должен быть новый автомобиль.
Через два года после окончания войны, несмотря на жесткое нормирование сырья и материалов в том числе и для автопрома, появился знаменитый Jaguar XK120. Помог опыт, который Jaguar Cars обрела во время войны, занимаясь выпуском разведовательных автомобилей для вооруженных сил королевства.
Нам остается только наблюдать, каким будет автопром после вынужденной остановки производства и переключения на выпуск иной продукции, о которой они и думать не думали.
Возможно ли это? Ответ в следующей статье.