Весной 1980 года производство Jaguar XJS было остановлено. Причина – спрос на автомобиль, пожиравший 20 литров бензина на 100 километров пути, стремился к нулю.
Любители и верные поклонники автомобилей Jaguar были далеко не бедными людьми, но при этом мало кто владел нефтяной компанией. Только будучи собственником нефтяной компании можно было прокормить новый XJS. Начиная с 1975 по 1980 год было выпущено и продано всего 16 000 автомобилей Jaguar XJS – своего рода антирекорд продаж.
Год усердной работы не прошел даром. К началу 1981 года Jaguar XJS сократил расход топлива с 20 литров до чуть более разумных 18 литров на 100 км. Двигатель остался прежним – V12 с электронным впрыском топлива мощностью 285 л.с., но интерьер стал иным. Вместо пластика и винила появились дерево (приборная панель) и кожа.
Однако рост продаж Jaguar XJS начался только в 1983 году, когда появилась модель с рядным алюминиевым мотором AJ6 объемом 3,6 литра мощностью 221 л.с. В сочетании с ценой – £20 тыс., расходом топлива 15 литров на 100 км и выбором ручной или автоматической трансмиссии, Jaguar XJS стали покупать.
В 1985 году был выпущен т.н. XJS Cabriolet, хотя, как полагает Тим Ламберт, правильно было бы называть XJS с открытым кузовом – «тарга». Мягкий верх можно было убрать, а вот стойки кузова и рамы боковых окон нельзя. У покупателей XJS Cabriolet не вызвал большого интереса и за 3 годы выпустили всего 4000 таких Jaguar’ов.
История создания Jaguar XJS – это история преодоления трудностей, в создании которых принимал активное участие менеджмент компании. Внесли свою лепту мировой кризис и внутренняя политика лейбористов и консерваторов.
Оливер Уинтерботтом, дизайнер Jaguar XJS в одном из интервью отметил:
… когда люди становятся старше, когда менеджмент компании старее, то и продукция компании начинает нравиться более возрастным клиентам. Нельзя сделать так, чтобы 20-летние дизайнеры придумывали продукцию для 60-летних, а 60-летние творили для 20-летних. Таким образом, любая компания проходит определенный жизненный цикл.
Jaguar XJS создавали в переходную для компании Jaguar Cars эпоху. Старая гвардия ушла, а новые силы попали в круговорот интриг и амбиций британских политиков. О том, как складывалась судьба XJS после заключения «водяного перемирия» мы расскажем в следующий раз.