Jaguar E-Type Lightweight – серия спортивных облегченных автомобилей состоящая из 12 старых экземпляров и 6 современных.
Содержание:
История Jaguar E-Type Lightweight
Серийные модели E-Type, появившиеся в 1961 году, строились в стальном кузове. Это стало большим препятствием для тех, кто покупал эти автомобили для участия в различных автомобильных соревнованиях – их вес был гораздо выше некоторых соперников использующих автомобили других марок (Ferrari 250 GT, Shelby Cobra и т.д.).
Одним из первых интересных спортивных серийных E-Type был образец созданный Джоном Кумбсом (John Coombs) в 1961 году, практически сразу после покупки. Уже в первый год автомобиль получил ряд модификаций:
- Алюминиевые капот, двери, багажник;
- Боковые окна и фары из оргстекла Perspex;
- Завышенная подвеска;
- Тормозные диски и суппорта от Jaguar Mk IX.
В 1962 года компания Jaguar обратила на него внимание, начала всячески помогать в его начинаниях, и ясно поняла, что необходимо сделать настоящую спортивную версию E-Type. Произошло это, скорее всего, после того, как автомобиль Кумбса попал в аварию в Гудвуде и был отправлен на завод Jaguar для восстановления в облегченном стальном кузове и со спортивной алюминиевой крышей. Чуть позже в список улучшений автомобиля вошла модернизированная ГБЦ и три карбюратора Weber.
Ближе к концу года Джон Кумбс вместе с его автомобилем, который послужит своеобразным прототипом, были приглашены на завод Jaguar.
Стоит заметить, что с начала 1962 года Jaguar уже работали над спортивным E-Type Low Drag Coupe ZX 537/30. Протестированные в нем наработки и экземпляр созданный Кумбсом позволили приступить к созданию знаменитой линейки из 12 автомобилей Jaguar E-Type Lightweight.
Создание облегченных E-Type
Автомобиль Джона Кумбса был первым из Lightweight (шасси 850006), своеобразным прототипом, на котором была создана основа для оставшихся 11 автомобилей в легком весе (хотя изначально планировалось построить 18 экземпляров).
Модернизация началась примерно в ноябре 1962 года. Переработанный автомобиль включал множество различных улучшений, включая уже те, которые когда-то были использованы Кумбсом на своей серийной модели:
- Полностью алюминиевый кузов и сопутствующие части;
- Жесткая алюминиевая крыша;
- Регулируемые амортизаторы Girling;
- Алюминиевая ГБЦ;
- Смазка двигателя по средствам “сухого” картера;
- Впрыск топлива с насосом высокого давления;
- Снижение посадки на 1 дюйм;
- Пятиступенчатая коробка передач ZF (остальные легковесы будут изначально иметь четырехступенчатую заводскую механику Jaguar, кроме последних двух, которые будут также с пятиступенчатой коробкой ZF);
- Более широкая задняя колея с использованием модифицированных поперечных рычагов от Jaguar Mk X;
- Измененная передняя подвеска с анти-пикирующей геометрией;
- Опущенная рулевая рейка;
- Сиденья для соревнований;
- Специальные легкосплавные диски Dunlop с прорезями;
- Ряд других незначительных изменений.
Все модификации позволили облегчить автомобиль почти на 280 кг (только алюминиевый кузов сэкономил около 114 кг) и увеличить мощность на больше чем 300 л.с.
Начиная с этапа постройки первого легковеса Кумбса в конце 1962 года и до создания последнего двенадцатого экземпляра прошло около полутора лет. Продажи первых моделей Lightweight стартовали в марте 1963 года, а последний двенадцатый был построен в январе 1964.
Существует упоминание, что автомобили имели ряд проблем с коробками ZF, а также алюминиевыми ГБЦ. По этим причинам многие из легковесов перешли к использованию более тяжелых чугунных ГБЦ и коробкам Moss.
Из-за слишком затянутого производства и разработки автомобили к моменту выпуска были уже неконкурентоспособны. Jaguar потеряли к проекту интерес. Вместо 18 запланированных автомобилей Jaguar E-Type Lightweight было построено всего 12.
История и владельцы старых Lightweight
У всех 12 построенных автомобилей была совершенно разная судьба. Ходит информация, что до наших дней дожили только 11 автомобилей, однако, по самым последним данным, их все-таки 12.
Информация о моделях доступна в этой брошюре:
Jaguar E-Type Lightweight (S850006, BUY 1, 4 WPD)
Оригинальный автомобиль Джона Кумбса, который являлся первым из всех Lightweight. Был переоборудован из серийной модели и активно участвовал в различных спортивных мероприятиях. Был участником множества пробегов и мероприятий. Попадал в крупные аварии в 1995 и 2006 годах, после чего, в 2008 году, был максимально восстановлен до оригинальной спецификации 1963 года.
Jaguar E-Type Lightweight (S850659, 5115 WK)
Первый легковес купленный Бриггсом Кеннингхемом (Briggs Cunningham), а также второй из 12 автомобилей серии Lightweight. Участник Le-Mans 1963 года. В настоящее, предположительно, находится в Великобритании.
Jaguar E-Type Lightweight (S850660, 5113 WK)
Третий по счету легковес Jaguar проданный Кьеллу Квале (Kjell Qvale). Около 35 лет про автомобиль ничего не было известно и он считался утерянным. В 2000 годах его нашли в Калифорнийском гараже в потрепанном временем состоянии. В 2003 был продан с аукциона за 1.4 миллиона долларов. Благодаря своей сохранности этот автомобиль можно назвать самым оригинальным Lightweight из всех.
Jaguar E-Type Lightweight (S850661, 86 PJ)
Четвертый автомобиль из серии облегченных E-Type, который был продан С. Т. Аткинсу (C. T. Atkins). Позже был куплен поклонником марки для своей дочери. В итоге, позже, был помещен на хранение до 2002 года, после чего был с любовью восстановлен новым хозяином.
Jaguar E-Type Lightweight (S850662, 4868 WK)
Легковес переделанный в Low Drag с помощью завода Jaguar. Полная история автомобиля – Jaguar E-Type Lindner-Nocker Low Drag Coupe.
Jaguar E-Type Lightweight (S850663, 49 FXN)
Второй Lightweight, который был переделан в Low Drag, но независимой командой энтузиастов. История модели – Jaguar E-Type Lumsden-Sargent Low Drag Coupe.
Jaguar E-Type Lightweight (S850664, 5114 WK)
Второй облегченный автомобиль купленный Бриггсом Кеннингхемом (7 в своей серии). После неплохой спортивной карьеры автомобиль долгое время выставлялся в музее Каннингема. В настоящее время находится в частных руках в Англии.
Jaguar E-Type Lightweight (S850665, 5116 WK)
Третий автомобиль купленный Бриггсом Кеннингхемом (8 в своей серии). Модель с самой интересной и запутанной историей из всех легковесов.
Автомобиль попал в крупную аварию на Le-Mans 1963 года, после чего его решили не восстанавливать. Все останки автомобиля были доставлены на завод Браунс-лейн, где все пригодные части были отобраны и отправлены к Кеннингему в США. По имеющейся информации Кеннингем использовал только части двигателя, а практически полное шасси продал неизвестной персоне из Шотландии, который в свою очередь продал весь набор неизвестному британскому коллекционеру (примерно в 2000-х) намеревающемуся восстановить уникальный автомобиль.
Судьба кузовных частей остается под загадкой. По имеющимся данным во время аварии сильно пострадала только задняя часть автомобиля. Скорее всего все уцелевшие части также были отправлена Кеннингему. С большей вероятностью остальные деформированные части были уничтожены на заводе (либо до сих пор валяются в грудах металла на задворках).
Судьба проекта очень интересна и будоражит. Хочется надеяться, что британскому энтузиасту удастся собрать максимально возможный набор оригинальных частей и восстановить этот уникальный автомобиль.
Jaguar E-Type Lightweight (S850666, YVF 210)
Девятый автомобиль проданный Питеру Сатклиффу (Peter Sutcliffe). После спортивной карьеры в течение нескольких сезонов он был продан коллекционеру Брайану Корсеру. В 2005 году Брайан решил расстаться с моделью и продал её на аукционе Bonhams. В настоящее время автомобиль довольно активно участвует в различных мероприятиях.
Jaguar E-Type Lightweight (S850667, BEN 152)
Продан Бобу Джейну (Bob Jane) из Австралии (десятый автомобиль в своей серии). Активный участник различных соревнований в 60х. В 70х был переоборудован в дорожную версию. В 80х попал к новому владельцу и выставлялся в Йоркском автомобильном музее в Перте, Австралия. Позже прошел еще через пару владельцев. Последняя продажа в январе 2017 года.
Jaguar E-Type Lightweight (S850668, 2 GXO)
Одиннадцатый легковес проданный Дику Вилкинсу (Dick Wilkins) в качестве дорожного автомобиля. Прошла через много владельцев, побывала в руках гонщика Найджела Корнера (Nigel Corner), в конечном итоге попав в руки американского коллекционера. Автомобиль – редкий участник мероприятий, который все-таки явился на 50-летний юбилей автомобилей E-Type.
Jaguar E-Type Lightweight (S850669, PS 1175)
Последний, двенадцатый автомобиль, который был продан Филу Скрэггу (Phil Scragg). Как и многие из моделей своей серии он прошел длинный путь, успев побывать в США и Японии. Попал в сильную аварию в 2006 году, после чего был восстановлен и даже побывал в аэродинамической трубе Red Bull Racing.
Новые Jaguar E-Type Lightweight
В 2014 году компания Jaguar объявила о намерении выпустить 6 недостающих экземпляров E-Type Lightweight в проекте “Missing Six“.
В новых экземплярах предлагается полная идентичность оригиналам 1963 года. Благодаря современным технологиям и сохранившейся документации все элементы автомобилей будут созданы максимально оригинально и с применением технологий использующихся в 60-х. Даже кузовные части будут изготовлены не из современного сплава, а из алюминия применявшегося в то время.
Все автомобили получили сертификацию для участия в гонках исторических спорткаров по правилам FIA. Известно, что заявок было огромное количество, но приоритет был отдан самым именитым коллекционерам британской марки.
Характеристики Jaguar E-Type Lightweight
Информация о характеристиках моделей очень разнится. Исходя из общих данных можно сложить примерную общую картину:
Двигатель: Шестицилиндровый двигатель XK на 3.8 литра, 3781 c.c., больше 300 л.с., три карбюратора Weber 45 DCOE, алюминиевая ГБЦ, смазка картера на сухой основе.
Коробка передач: Заводская четырехступенчатая механика (на двух поздних автомобилях пятиступенчатая механика ZF);
Тормоза: Дисковые тормоза Dunlop с сервоприводом и быстросъемными колодками;
Кузов и интерьер: Облегченный двухместный алюминиевый кузов. Спортивные сидения. Жесткая алюминиевая крыша.
Подвеска: Независимая передняя и задняя подвеска. Регулируемые амортизаторы Girling.
Управление: Винт и шариковая гайка.
Бензиновое оборудование: Топливная система Lucas с системой впрыска высокого давления.
Видео Jaguar E-Type Lightweight
Каталог файлов
Документация
Информация про Lightweight-ы |
Разное
Реплики Lynx из 1990-х |