Jaguar E2A – спортивная модель построенная в единственном экземпляре и являющаяся последним предшественником Jaguar E-Type.
Содержание:
История Jaguar E2A
Автомобиль является продолжением Jaguar E1A, но с уклоном в спортивную сферу, а также промежуточным этапом в разработке Jaguar E-Type. Готовая модель-прототип появилась 27 февраля 1960 года, и уже 29 февраля проходила первые испытания.
Первый прототип Jaguar E2A
Первоначально модель строилась в качестве тестового и откровенно гоночного прообраза E-Type, но по случайности её заметил миллионер Бриггс Каннингем, бывший на заводе. Он убедил Уильяма Лайонса передать автомобиль для участия в Le Mans 1960 года.
В итоге создание экспериментального Jaguar E2A преследовало сразу две цели: вернуться на спортивное поприще автомобильных гонок и протестировать наработки будущего Jaguar E-Type.
Первая полномасштабная модель Jaguar E2A отличалась от итоговой рядом факторов: отсутствовали фары и плавник за головой водителя, задняя часть кузова не была сглажена, стекло в виде неразделенного элемента низкой высоты. Кузов был построен по принципу Jaguar D-Type (монокок), при том, что перед прототипа вытягивался еще на 6 дюймов. Шасси автомобиля было изготовлено из более прочной и дешевой стали вместо легкого алюминия.
Уже изначально прототип разрабатывался с учетом новых правил спортивных гонок (например ограничение высоты стекла или объем двигателя не выше 3 литров). Норман Дьюис, главный пилот испытатель Jaguar, увидел весомый потенциал в автомобиле, и сыграл свою важную роль, убедив заменить тестовую пятиступенчатую коробку разработанную Уильямом Хейнсом (главный инженер Jaguar) на надежную и проверенную четырехступенчатую.
Jaguar E2A и автомобильные соревнования
9 апреля 1960 года модель с номером VKV 752 прошла тестовый забег в Le Mans и была представлена в неокрашенном алюминиевом кузове.
Двигатель автомобиля был специально разработан по условиям “Чемпионата мира по спортивному спорту”, который требовал использовать объем не больше 3 литров. Достаточно мощный двигатель смог развивать 293 л.с., при 6750 оборотах в минуту, был полностью создан из алюминия и имел систему впрыска топлива “Lucas Fuel Injection”.
Позже модель была окончательно доработана, и на официальных гонках Le Mans 1960 года была представлена в итоговом варианте.
Финальная модель имела ряд отличительных особенностей:
- Аэродинамический плавник за головой водителя аналогичный установленному на Jaguar D-Type;
- Специальный двигатель объемом 3.0 литра;
- Два внушительных вентиляционных канала предназначенных для охлаждения задних тормозов;
- Значительно приподнятую заднюю часть кузова (не на уровне с передней);
- Уникальная покраска в белый цвет с синими полосками;
- Независимая задняя подвеска;
- Множество других малозаметных технических и визуальных изменений.
Jaguar E2A удачно стартовал на гонках Le Mans 1960 года с экипажем из двух американских гонщиков – Walt Hansgen и Dan Gurney. Однако через несколько часов после начала гонки начались проблемы с системой подачи топлива, что потребовало сделать серию пит-стопов. В итоге на 10 часу гонки автомобиль выбыл из-за неисправного уплотнения головки и сожженного поршня. Автомобильный журнал “Autosport”, позже, выразил сожаления по этому поводу, и написал, что явно считал автомобиль фаворитом гонки.
После поражения Jaguar E2A был возвращен на завод, где его переоборудовали и установили двигатель на 3.8 литра. Модель готовили для отправки в Америку, где она должна была принимать участие в различных автомобильных соревнованиях. Под управлением Уолта Хансгена автомобиль выиграл первую гонку в Бриджхэмптоне. На гораздо значительной гонке “Road America 500” он также смог приехать вторым. В соревновании “Los Angeles Times Grand Prix” в автомобиль посадили чемпиона мира Формулы 1 – Джека Бребхэма, но при всем старании он смог занять только 10 место. Его товарищ, Брюс Макларен, управлял автомобилем на соревновании “Laguna Seca Pacific Grand Prix”, но из-за различных мелких неисправностей он финишировал 12 и 17 в разных заездах.
В конце 1960 года Jaguar E2A был отправлен обратно на завод в Англии. Чуть позже он был впервые использован для испытания антиблокировочной тормозной системы Maxaret от Dunlop, после чего был ненадолго забыт.
Спасение редкого Jaguar E2A
До 1966 года автомобиль пылился на складе, пока его не решили использовать в качестве приманки. Чтобы отвлечь внимание СМИ от нового автомобиля Jaguar XJ13, E2A был очень публично воспет и протестирован на тестовой трассе MIRA в Линдли. Для этого большой плавник был удален, а автомобиль был окрашен классический цвет “british racing green”. После завершения своего последнего дела автомобиль попал в список на утилизацию.
Сохранить автомобиль помог менеджер по автомобильному спорту Jaguar Роджер Вудли, предложивший выкупить модель для своей жены Пенни Гриффитс, которая со своим отцом коллекционировала различные Jaguar. После долгих уговоров автомобиль был продан, но с одним большим условием – он никогда не будет участвовать в спортивных соревнованиях. В итоге, перед передачей автомобиля в руки новых владельцев, его перекрасили в начальные бело-голубые цвета и отправили без двигателя, и даже не вернули стандартный плавник.
Роджер Вудли смог достать и установить в модель двигатель на 3.8 литра (номер E5028-10), а чуть позже убедить передать оригинальный алюминиевый двигатель на 3 литра (номер EE1309-10), с которым автомобиль участвовал в Le Mans 1960 года. Ему даже удалось получить корпус плавника, который также был возвращен на родное место.
Следующие 40 лет автомобиль провел в руках семьи Пенни Гриффитс, которая за это время смогла получить оригинальные номера автомобиля – VKV 752, используемые для фабричных автомобилей Jaguar того периода. Единственным изменением в автомобиле за это время стал металлический топливный бак установленный в багажник т.к. доверять оригинальному резиновому мешку через столько лет уже невозможно. Jaguar E2A, как и следовало из уговора, больше никогда не участвовал в автомобильных соревнованиях, но иногда был участником различных мероприятий.
В августе 2008 года автомобиль был выставлен на аукцион Bonhams, где был продан за рекордные для марки Jaguar 4 957 000 долларов США. Новым владельцем стал известный австрийский коллекционер, который подготовил автомобиль для Le Mans Classic 2010 года, показав его в 50-летний юбилей.
Технические характеристики Jaguar E2A
Двигатель: Алюминиевый, 6 цилиндров, 2997 c.c. (293 л.с. при 6750 об/мин.), диаметр цилиндра и ход поршня 85×88 мм, компрессия 10:1.
Коробка передач: Четырехступенчатая.
Подвеска: Независимая передняя и задняя подвеска. Перед – двойные поперечные рычаги, торсионные балки, телескопические амортизаторы. Зад – нижние поперечные рычаги, двойные цилиндрические пружины над амортизаторами.
Тормоза: Дисковые тормоза Dunlop.
Управление: Реечное.
Кузов: Алюминиевый кузов типа монокок.
Размеры: Вес – 953 кг, колесная база – 2440 мм, колея (передняя и задняя) – 1220 мм. Длина – 4320 мм, ширина – 1590 мм, высота – 1350 мм.
Видео Jaguar E2A
Каталог файлов
Разное
Jaguar Calendar Collection 1980 |