Как выглядит патриарх автомобильного дизайна? Это симпатичный шотландец с обаятельной улыбкой, почти безупречным английским, добротным образованием, амбициями и чувством юмора. Надеюсь, что поклонники бренда узнали Яна Каллума директора по дизайну компании Jaguar.
Главный дизайнер Jaguar терпеливо общается с журналистами, давая интервью. Участвует в многочисленных мероприятиях, когда надо представлять новую модель. Он безупречен в рекламных роликах, фотогеничен, у него симпатичный Instagram, уютный аккаунт в Facebook и профессиональная страница в LinkedIn.
Решительный и в тоже время сомневающийся Ян Каллум не похож на большинство публичных бизнесменов и топ-менеджеров. Не считая многочисленных интервью, он почти не заметен в медийном пространстве, в отличие от автомобилей Jaguar, дизайн которых он разрабатывал.
То, что сделал Ян Каллум для Jaguar напоминает библейские предания и грандиозные деяния римских (Константин Великий) и византийских императоров.
Молодой шотландец, бакалавр факультета индустриального (промышленного) дизайна Школы искусств в Глазго и магистр Королевского колледжа искусств в Лондоне, поступил на работу в Ford Motor Company. По словам Яна Каллума трудно было найти более неподходящее время для получения образования в области промышленного дизайна.
Работа дизайнером в автомобильной компании представлялась безнадежной и бесперспективной. Топливный кризис начала 70-годов XX века, если не убил значение дизайна автомобиля, то отправил его в реанимацию на неопределенное время.
Гранды автомобильной индустрии беспокоились о расходе топлива, безопасности, размерах кузова и багажника новых моделей. Дизайн автомобиля: плавность линий, оригинальность крыльев и фар, красивые решетки радиаторов и бамперов, элегантный интерьер салона, все это очутилось на задворках. Главными и очень важными персонами компаний стали маркетологи, продавцы, рекламщики, а затем пиарщики.
В 70-е годы мечтать о работе дизайнера автомобилей мог только очень увлеченный и верный себе и своему призванию молодой человек.
Ян Каллум был именно таким молодым человеком и ему очень хотелось разработать дизайн автомобиля для Jaguar. Потом была работа в компании Тома Уокиншоу, где и раскрылся дизайнерский талант Яна Каллума. Наконец, в 1999 году Каллума пригласили в Jaguar Cars на должность директора по дизайну.
Жить в эпоху перемен
Знаменитое китайское то ли проклятие, то ли пожелание врагу, а может быть поговорка о тяготах жизни в эпоху перемен, целиком и полностью относится к Яну Каллуму. Он работал в Ford Motor, когда было принято решение об изменении модельного ряда и унификации дизайна автомобилей компании.
Тут была и попытка выпустить Jaguar-хетчбэк, оставшаяся в памяти фанатов в образе нескольких пилотных экземпляров. Затем последовала разработка и производство Jaguar S-Type, вызвавшего бурные споры и долго не признаваемого поклонниками бренда за «настоящий Jaguar».
Очередная смена владельца и очередные перемены означали напряженную работу: возвращение былой славы бренда ярких, не самых дорогих спортивных автомобилей и великолепных представительских автомобилей: Jaguar F-Type и Jaguar XJ. Разработка дизайна первого гибридного Jaguar CX-75, так и не запущенного в производство, но с блеском показавшего себя в последнем фильме о Джеймсе Бонде.
Интенсивная и выматывающая, как признавался Ян Каллум в интервью британскому Car Magazine, работа над созданием первого внедорожника Jaguar F-PACE. Наконец, совершенно неожиданная, как уверяет сам Каллум, разработка дизайна первого EV-автомобиля Jaguar и тоже внедорожника Jaguar I-PACE.
Мартовский дебют Jaguar I-PACE дал передышку, время на раздумья и возможность спокойно работать с начинающими дизайнерами в Jaguar Design Studio.
В чем сила личности и таланта директора по дизайну компании Jaguar?
Она в том, что Ян Каллум, подобно Моисею вывел Jaguar Cars, а вместе с ней автомобильный дизайн из маркетинговой и рекламной пустыни. Компанию, которая с конца 60-х годов прошлого века, потеряв идентичность и веру в себя, оказывалась в руках разных владельцев.
British Leyland лишила детище Уильяма Лайонса Jaguar Cars не только юридической, но и любой другой самостоятельности. В Ford Motor Company долго и мучительно, признавали самобытность бренда Jaguar, осознанной не без помощи Яна Каллума. Руководство Tata Motors, лучше всех прежних владельцев понимавшее ценность бренда Jaguar, целиком положилось на таланты и способности Яна Каллума и оказалось в выигрыше.
Вероятно, компания Jaguar Cars – одна из тех немногих, что способны жить и даже преуспевать в эпоху перемен.
И, конечно, не обошлось без харизмы самого Яна Каллума.