Новости мировой автомобильной промышленности все больше похоже на сводки с театра боевых действий.
Новости и ностальгия
Торговая война между США и Китаем, замедление продаж автомобилей, за исключением отдельных марок и моделей, отголоски дизельного скандала и, конечно, Brexit. Идеальный шторм, в который попал мировой автопром, если судить по новостям не слабеет, наоборот, усиливается.
Самые интересные и тревожные новости приходят из Великобритании.
Jaguar Land Rover крупнейший работодатель исторической области Midlands, колыбели британского автопрома сокращает персонал. Компания Honda к 2022 году полностью закроет свой завод в графстве Суиндон на юге Англии. Nissan отказался от планов производства внедорожника X-Trial на британском заводе. Знаменитый производитель автомобилей для Джеймса Бонда Aston Martin разработал и готов ввести в действие план спасения от Brexit.
Электромобили, новости о разработке водородного двигателя, весомые демонстрации систем беспилотного управления, интеллектуальные роботы. Все это будоражит умы фанатов, подстегивает трудовой энтузиазм топ-менеджеров автомобильной промышленности и оставляет в недоумении рядовых потребителей самобеглых колясок.
Страницы и паблики автомобильных брендов в соцсетях, заполняют фотографии и ролики о прежних временах: ручная сборка Jaguar E-Type на заводе в Броунс Лайн, создание изысканных интерьеров представительских Jaguar Mark II, XJ Series 1 или Jaguar XJ Series 2.
Ностальгия, трогательные воспоминания о Golden Age классического автомобилестроения. Где не было места потрясениям и технической революции. Время умелых рук, мудрых собственников и топ-менеджеров, гениальных инженеров, дизайнеров и кузовщиков.
Вечная классика
Автомобили классической эпохи, ставшие иконами брендов и возбуждающие нежные воспоминания о детстве, поездках на семейном Форде или Jaguar к морю или на дачу, помнят до сих пор.
В СССР таким автомобилем стал ГАЗ-21 или Волга. Тяжеловесный, монументальный и солидный автомобиль оттепели, воплощение мечты советских граждан. О легкости передвижения, бытия и статуса. Автомобиль секретарей райкомов, талантливых физиков, удачливых лириков и деловых людей.
Единственный серийный автомобиль классической эпохи, в котором не изменилось ничего, кроме мелочей. Эмблема, решетка кузова, дизайн и обивка интерьеров, менялись чаще, чем технические характеристики ГАЗ-21.
По-своему прекрасную и замечательную Волгу ГАЗ-21 трудно сравнивать с другими автомобилями классической эпохи. Дело не в том, что на серийной Волге так и не появилась автоматическая коробка передач, а мощность двигателя была чуть больше 70 л.с. И не в том, что годовой объем производства столь желанного автомобиля оказался ничтожен в сравнении со спросом.
Дело в том, что это была единственная модель советского легкового автомобиля среднего класса, выпускавшегося на Горьковском автозаводе. В СССР вплоть до начала 70-годов прошлого века, легковой автомобиль – это символ, а не реальное средство передвижения, как в странах Запада.
Трудный выбор
Какой автомобиль из выпускавшихся в тоже время (с 1955 по 1972 г.г.) в Европе или Америке выбрать для сравнения?
Американский Ford Mainline образца 1954 года с автоматической трансмиссией и двигателем мощностью 112 л.с.?
Или британские Jaguar Mark 1 и Jaguar Mark 2, выпускавшимися, как с автоматической, так и механической коробками передач, но с более мощными, чем у ГАЗ-21 двигателями?
Может быть взять за базу для сравнения объем выпуска аналогичных автомобилей? Но и в этом случае сравнение, как разновидность аналогии будет хромать, причем на обе ноги. Потому что едва ли корректно сравнивать объемы производства (не только автомобилей), подчиненные требованиям рынка, а не пятилетним планам, разработанным в Госплане СССР.
В первом случае на объем производства влияет потребительский спрос, мода, технический и социальный прогресс. Тогда как во втором ничего этого нет и в помине, а все решают идеология и основанные на ней представления технократов о том, что нужно потребителю.
Издержки и квалификация работников? Технологии и оборудование? Возможно. Но, как, например, сравнить издержки автомобильного завода в Browns Lane с затратами Горьковского автозавода? По каким критериям оценивать квалификацию инженеров и технического персонала Горьковского автозавода, с трудом получающих доступ к технической информации с квалификацией персонала Ford Motor, не сталкивавшегося с подобными ограничениями?
Технологии и техническое оснащение? Да, в этой категории сравнения можно считать приемлемыми, но только с существенными оговорками.
Словом, в нашем случае поле для сравнения напоминает минное, а на таком поле подорваться можно в любой момент.
Правда один человек пренебрег упомянутыми ограничениями и сравнил завод Jaguar Cars с Горьковским автозаводом. Он рискнул и сравнил завод в Браунс Лейн с Горьковским.
О том, кто это был и что из этого вышло, расскажем в следующей статье.