Если новое это хорошо забытое старое, то сейчас с брендом Jaguar происходит то, что уже случилось на пороге нового века и нового тысячелетия.
Jaguar под присмотром Ford Motor
Когда владельцем Jaguar Cars стала Ford Motor Co., то не только бренд, но и технологический процесс производства автомобилей Ягуар изменился кардинально. Улучшилось не только качество, что было принципиально важно, поменялся подход к разработке новых моделей, как и сам модельный ряд, пересмотренный новым владельцем.
И если новые модели, разработанные в конце XX века и в начале нынешнего, внешне были похожи на те, что выпускали раньше, то в остальном перемены оказались серьезными. Без этих перемен – управление производством, реконструкция заводов, обучение персонала и т. д., автомобили Jaguar превратились бы в милые винтажные автомобили, глядя на которые можно вздыхать и вспоминать «старое доброе время».
Впрочем, помянуть это время можно и сейчас, вздыхая о том, что изумительный Jaguar XK8 или Jaguar XKR сняты с производства, но оба автомобиля до сих пор можно купить. Не только для того, чтобы поставить в гараж или участвовать в мероприятиях клуба любителей XK8, но и для того, чтобы использовать его каждый день. Приезжая в центр Лондон или Москвы, привлекая изумленные и восхищенные взгляды пешеходов и автомобилистов, некоторые из которых даже могут сказать вслух: It’s a Jag!
Новый проект и новый Jaguar
Потому новость о том, что в 2024 году компания JLR представит новый электромобиль Jaguar на собственной платформе JEA (Jaguar Electrified Architecture), была встречена с интересом, но прохладно. Церемониальное восхищение тем, что этот великолепный британский бренд жив и здоров и одновременно, сдержанное описание того, что будем, если программа REIMAGINE будет выполнена. Даже колоссальный размер инвестиций и новая маркетинговая стратегия, эксперты и главные автомобильные издания Великобритании, встретили сдержанно, без энтузиазма.
На первый взгляд, особенно если не знать истории бренда Jaguar, такой подход кажется странным и неуважительным. Среди британских брендов, переживших две войны, энергетический кризис, идеологический подход лейбористов к экономике и производству, мало кто уцелел без существенных потерь. Потерь не только материальных, но и других: имиджевых, социальных, интеллектуальных, тех, что невозможно выразить цифрами, а можно только осмыслить/ощутить.
Jaguar, Bentley, Rolls Royce, Mini Cooper, Aston Martin, по-прежнему являются воплощением britishness.
Лаконичность кузовного дизайна, элегантная консервативность интерьеров, дерзость инженерной мысли – вспомним дисковые тормоза Jaguar C-Type.
Бесспорно, автомобили Jaguar выделяются и на этом великолепном фоне, мало того, марка всегда дерзала соперничать с немецкими и американскими брендами, причем успешно.
Представительский Jaguar XJ в 50-е и 60-е годы прошлого века, легко выигрывал у аналогичных автомобилей Mercedes.
Маленький, изящный Jaguar E-Type, как до того XK120 или XK150, слыл любимцем Америки в эпоху монструозных автомобилей Ford Thunderbird, Cadillac Devil и Pontiac Chieftain Streamliner.
Опрометчивый Лайонс
Увы, но даже самые успешные бренды переживают трудные времена, теряют привлекательность для покупателей, сильно отстают от конкурентов, а их владельцы заключают опрометчивые сделки. Ярчайший и бесспорный пример такой сделки – это договор между British Motor Corporation Ltd. и Jaguar Cars, заключенной по инициативе Уильяма Лайонса в надежде на перемены.
Ошибка отца-основателя Jaguar и бесспорно талантливого бизнесмена едва не стоила жизни бренду.
Спасти бренд Jaguar от угасания, вернуть компании самостоятельность, хотя и ненадолго удалось, но эта история запомнилась поклонникам надолго. Пожалуй, в ряду трагических событий договор, подписанный сэром Уильямом, равен только катастрофе в Ле-Манн.
Но чем же отличается нынешний план от тех, что, когда был реализован компанией Ford Motor? Прежде всего, амбициозностью – стать первым среди производителей роскошных автомобилей.
Амбициозная Tata Motors
Кому-то может показаться, что ничего амбициозного в этом нет хотя бы потому, что Jaguar не первый и не последний бренд, желающий завоевать рынок роскоши и сердца тех, кто может себе позволить заплатить за автомобиль класса Grand Turismo почти 100 тысяч долларов.
Рынок дорогих и эксклюзивных автомобилей, как и рынок роскоши вообще, один из самых устойчивых в мире. Так почему бы Ягуару не вернуться и представить новый Jaguar как квинтэссенцию технологических достижений нового тысячелетия?
Как шикарный автомобиль с электрическим двигателем для тех, кому до сих пор важна отделка салона, хрустальные плафоны светильников, ящик для перчаток, холодильник и прочие милые радости прежних Jaguar XJ.
Что получится из фантастически амбициозной задумки Tata Motors вернуться на рынок дорогих и очень дорогих автомобилей, пока неизвестно. Все только начинается и будет очень интересно наблюдать за происходящим.
Потому что у фанатов бренда появляется редкая возможность, печально вздыхая сказать: «Я же говорила/говорил, что ничего не получится!»
Или: «Ну кто бы мог подумать, что они все-таки сделали это!»
Вариантов масса и тем интересно новое приключение марки Jaguar, которое только-только началось.