Казалось бы, нет ничего проще ответа на вопрос: «Чего больше в современном автомобиле – роскоши или практичности?»
Невероятное или очевидное
Ответ многим кажется очевидным – конечно же практичности! Иначе и быть не может – автоматическая коробка передач, entertainment system, климат-контроль, подогреваемый руль и сиденья. Не считая систем безопасного вождения, парктроника даже у такого малыша, как Jaguar XE и ящика для перчаток у первого электромобиля бренда Jaguar I-PACE.
Любой современный автомобиль, даже среднего класса оснащен тем, что еще 30 и более лет назад могло быть только у автомобилей представительского класса, да и то далеко не у всех. Например, представительского Jaguar Mk IX был кондиционер, но не было ни автоматической коробки передач, ни тем более парктроника.
И все же Jaguar Mark IX считали роскошным автомобилем, не только потому что у него был мощный двигатель и просторный салон. Но еще и потому, что в спинках передних сидений были откидные столики, пепельницы и даже зеркала. Сиденья, отделанные кожей, и приборная доска из ценных пород дерева, порой из массива, если интерьер делали по специальному заказу.
Вот так выглядела автомобильная роскошь накануне Свингующих 60-х, когда мало кому приходило в голову, что очень скоро такая роскошь будет считаться чрезмерной и неуместной.
Дело в том, что понятие роскоши вообще, как и понимание того, что такое «роскошный автомобиль» менялось с тех пор, как Берта Бенц решила отправиться к родителям на трехколесном чуде созданным и построенным ее мужем Карлом. Motorwagen – трехколесный праотец современных автомобилей, в 80-е годы XIX века был роскошью.
Это было время, когда большинство людей добирались до нужного им места преимущественно пешком, особенно в сельской местности. Омнибус, конка, а потом электрический трамвай, как и наемный конный экипаж были доступны не всем просто потому, что стоили дорого.
Роскошь индивидуального передвижения
К началу XX века, когда автомобиль на городских улицах Лондона или Парижа уже не был чем-то диковинным и удивительным, роскошным стали считать автомобиль с удобными сидениями и минимальной защитой от непогоды. Натянутого над кузовом тента вполне хватало, чтобы такой автомобиль причислили к роскошным.
При этом заводная ручка, с помощью которой приложив немалые усилия, запускали двигатель, не влияла на тогдашнее представление о роскоши. Ведь обязанность запускать двигатель была преимущественно обязанностью шофера или другого слуги, а вовсе не владельца автомобиля.
Изобретение Чарльзом Кеттерингом электростартера и личная заинтересованность Генри Лиланда, первым из производителей, оснастивших автомобиль этим чудом Cadillac Model Thirty в 1912 году, еще раз изменила понимание роскошного автомобиля. То же самое случалось и после появления в салоне отопления, радио, усилителя руля, кондиционера, регулировки и обогрева сидений и руля.
После того, как у автомобиля появился климат-контроль, бортовой компьютер и парктроник, представление о роскоши в очередной раз изменилось.
Словом, автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), даже скромный, но оснащенный всеми упомянутыми выше технологиями и гаджетами, выглядит скорее практичным, чем роскошным. Даже Jaguar XJ или Jaguar XF (X250) скорее практичные, чем роскошные.
Вопрос без ответа
Что же теперь? Какой автомобиль можно называть роскошным, а какой практичным?
Теперь роскошным становится автомобиль с аккумуляторными батареям/электродвигателем, а не ДВС.
Но одновременно, если посмотреть на один из самый красивый электрических внедорожников Jaguar I-PACE, он практичен и оборудован, к примеру, системой климат-контроля, бортовым компьютером, развлекательным центром и другими элементами, ранее использовавшимися на Ягуарах с ДВС.
Сейчас главной роскошью электромобиля являются быстрая и эффективная система зарядки батарей (on-board charger), надежный инвертор для преобразования постоянного тока в переменный (DC-AC Converter) и, бесспорно, электрический двигатель (electric motor).
Возможно, что в электромобиль, могут вернуться и кое-какие элементы роскоши прошлого, как это случилось с I-PACE, где есть классический ящик для перчаток, а не то, что принято называть бардачком.
Любые перемены, особенно технологические, меняют наши представления не только об удобствах, но и о роскоши и автомобили не исключение.
Такое происходило в прошлом, так случится и в будущем. Наблюдать за тем, как изменится самый большой в мире гаджет – автомобиль – будет очень интересно.