Можно ли испытывать сильные чувства – любовь и ненависть – к автомобилю? Как и почему изделие, собранное из тысячи неодушевленных деталей, становится предметом таких противоречивых чувств?
Библейские времена
Ответить на эти вопросы помогает история создания одного из самых обсуждаемых автомобилей бренда Jaguar X-Type или X400, в соответствии с производственным каталогом.
История Jaguar X-Type начинается задолго до 2001 года, когда этот компактный (среднеразмерный) седан запустили в производство. Крайне неудачное единоличное решение основателя Jaguar Cars сэра Уильяма Лайонса стало причиной катастрофы и едва не стоило жизни бренду автомобилей Ягуар. Масштаб случившейся 11 июля 1966 года катастрофы, когда Лайонс на пресс-конференции заявил о слиянии его компании с BMC или British Motor Corporation Ltd.
Еще через два года, в 1968 году, BMC слилась с British Leyland Motor Corporation Ltd. (BLMC) и производство автомобилей Jaguar затерялось среди других марок. BLMC занималась производством 17 марок легковых автомобилей, среди них были такие как Austin, Triumph, Rover, Land Rover, Mini. От British Motor Corporation к ней перешло производство грузовых автомобилей, автобусов и специальных автомобилей. Хозяйство большое, в котором все решения о производстве, закупках и новациях, тонули в бесконечных согласованиях и переговорах, словом, во всем, что присуще mismanagement.
Жесткость, авторитарность, нетерпимость к чужому мнению сыграли, как принято выражаться, «злую шутку» с выдающимся топ-менеджером XX века. Идеальное предпринимательское чутье, изменило сэру Уильяму, а предыдущий опыт выхода из сложных ситуаций, таких как история с Максом Хофманом, стал причиной этого в высшей степени непрофессионального решения.
Были у Лайонса сомнения в том, что принятое им решение было единственно правильным? Кто знает! Может быть, когда-нибудь нам станет что-то известно о мыслях сэра Уильяма.
Печальный финал
Масштаб катастрофы, случившейся с Ягуаром, одним из самых ярких брендов британского автомобилестроения под силу описать только тезке Лайонса. Речь, конечно же, о великом английском драматурге – Уильяме Шекспире.
Прошло всего несколько лет и результат слияния частной компании с акционерной, да еще с той, что управлялась при активном участии чиновников, оказался совсем не таким, на какой рассчитывал Уильям Лайонс. К началу 80-х прошлого века бренд Jaguar захирел, и только самые верные его почитатели оставались лояльны, несмотря на ужасающее качество автомобилей.
Когда сэру Джону Игану, предложили вытащить Jaguar из ямы, в которой он оказался, то он согласился и довольно быстро сумел навести порядок в том, что касалось качества автомобилей. Вероятно, решение этой проблемы дало Джону Игану время, чтобы подумать о будущем бренда, особенно после того, как в 1983 году правительство консерваторов укрепило свои позиции, как в парламенте, так и в стране.
Умелому переговорщику, каковым всегда был сэр Джон, удалось доказать премьер-министру Маргарет Тэтчер, да и всему кабинету, что бренду Jaguar нужна юридическая самостоятельность. Отказаться от приватизации такого ценного актива, ни Маргарет Тэтчер, ни ее коллеги по кабинету министров не смогли. Приватизация состоялась и декабре 1983 года компания Jaguar Cars обрела юридическую самостоятельность.
Найти покупателя
В феврале 1984 года состоялся официальный визит наследника британского престола принца Чарльза и его обворожительной жены принцессы Дианы на завод Jaguar в Браунз-лейн. Этот визит не только напоминал о том, что автомобили Jaguar есть в королевском гараже, но и подчеркивал респектабельность бренда, его значение для страны и какой-то мере подчеркивал инвестиционную привлекательность компании.
Наряду с юридической самостоятельностью, это означало, что теперь компания становится привлекательным активом для автомобильных грандов из Америки и Европы: General Motors, Ford Motor Co. и Daimler-Benz. Как никто другой Д. Иган понимал значение самостоятельности и вряд ли будет ошибкой считать, что большая часть его усилий была направлена именно на вероятную и выгодную продажу компании.
Почему надо было искать покупателя для Jaguar Cars? Потому, что изменились технологии, появились промышленные роботы, другими стали требования покупателей и даже фанатов бренда. Теперь роскошным автомобилям недостаточно было иметь столик для хрустальных бокалов и/или шикарный ящик для перчаток. В начале 80-х прошлого века нужно было и многое другое. Надежная автоматическая коробка передач, кондиционер, комфортабельное сиденье для водителя, регулируемый руль, безотказные тормоза и качественная сборка.
Инвестиции достаточных для приобретения новых технологий и современного оборудования в то время были только у двух американских автомобилестроителей и одного европейского. Ход переговоров с General Motors и другими – это большая и увлекательная история, достойная отдельного текста.
Цена технологического прогресса
Но в конце 1990 года компания Jaguar Cars снова перестала быть независимой и стала частью одного из грандов мирового автопрома Ford Motor Co., бывшей в то время самой эффективной автомобилестроительной компанией.
Если с точки зрения деловой, переход в новое качество прошел гладко, то поклонники бренда и британское общество в целом, были раздосадованы этой сделкой. Сэр Джон Иган был обвинен в предательстве интересов Jaguar и ни много ни мало в забвении национальных интересов.
Удивительно, но и американские бизнесмены, даже те, кто благосклонно относился к бренду Jaguar, были недовольны. Поводом для их недовольства стало необоснованное расточительство Ford Motor при заключении сделки. Можно и должно было заплатить меньше, потому что, став частью американской компании, бренд утратил не только очарование «доброй старой Англии», но и привлекательность для покупателей.
Громкая история поглощения одного из самых известных британских брендов, не забыта до сих пор. Никакие последующие успехи автомобилей Jaguar, созданных в эпоху Форда, оказались не в состоянии успокоить поклонников бренда. Многие до сих пор вспоминают эту сделку недобрым словом, несмотря на то что именно она позволила превратить Браунз-Лейн в один из самых современных заводов в мире.
Любая модель Jaguar, разработанная во времена Ford Motor, оценивалась скептический, особенно если качество надежность автомобиля не была на высоте. Вот в таких условиях и появился самый массовый автомобиль Jaguar X-Type или X400 по заводской классификации.
О том, что еще драматического было в истории этой модели в следующей статье.